Городское образование // Статья

Почему ребенку необходима функциональная грамотность

Эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева помогает ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос...

Почему ребенку необходима функциональная грамотность
Фото: 596school.ru

Прежде всего, необходимо точно представлять, что же такое функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – это способность человека самостоятельно и эффективно использовать полученные знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

И чем больше таких задач в реальности, чем сложнее ситуации, в которых мы оказываемся, тем больше требуется навыков, позволяющих нам их решить.

В современном мире расширились информационные потоки, изменился сам характер информации и способы её трансляции. И каким бы запасом знаний ни обладал человек, без навыков навигации в сложном информационном потоке он не в состоянии верно сориентироваться, решить свои жизненные задачи. Стало очевидным, что важно научить школьников именно на этапе взросления, формирования личности не бояться формулировать собственное объективное мнение, самостоятельно разобраться в содержании, достоверности информации, научить их самостоятельно мыслить в неординарных ситуациях. Поэтому современные образовательные стандарты в полной мере учитывают это.

Специфика и, может быть, особая миссия функциональной грамотности, какой бы области это ни касалось (читательской, математической, естественно-научной, финансовой), заключается в том, что функциональная грамотность приближает знание к жизненному контексту.

Грамотно распоряжаться ресурсами, уметь производить расчёты, связанные с временными и пространственными величинами, анализировать любые данные, легко переводить информацию из одной знаковой системы в другую – всё это умения, которые позволяют нам успешно функционировать в жизни.

Именно поэтому и в процессе обучения, и в рамках диагностических исследований уже на ранних этапах образования школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Такие задания выделяются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений. В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило, вызывающая внутреннюю реакцию, собственный отклик (например, представить оптимальный расчёт маршрута поездки, объяснить характер природного явления, подобрать материалы для экспозиции по исходным данным и др.).

Например, пятиклассникам, пользуясь схемой метро на рисунке, предлагается определить, на какой станции метро пассажирам лучше всего сделать пересадку при поездке от станции метро «Автозаводская» до станции метро «Проспект Мира» так, чтобы число станций, которые проезжают пассажиры, было наименьшим.

Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Еще один пример задания для пятиклассников: представлены диаграммы, на основании которых нужно рассказать о берёзе в сравнении с другими деревьями.

С помощью подобных заданий ребята научатся «читать» диаграммы и сравнивать информацию.

Подача такой информации и формы работы с ней лишаются монотонности, они поддерживают интерес к исследуемой микропроблеме, позволяют ученику втянуться, вжиться в интересный материал, по-настоящему увлечься задачей, не боясь предложить собственное решение, «плотно запаянное» в капсулу предметных знаний. Функциональная грамотность учит не зубрить, а понимать и аргументировать.

Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – в синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. И это очень естественно для мировосприятия ребёнка: подрастая, осваивая мир, человек не делит его искусственно на составные части, а каждая новая подробность, новая деталь воспринимается как часть единого мира.

Система образования Москвы является флагманской в области развития функциональной грамотности. Необходимость формировать универсальные умения, закреплённая в содержании государственного образовательного стандарта, стала мотивационным механизмом для школьных коллективов, которые всегда болеют за своих учеников и желают им отличного профессионального будущего. Этот многомерный комплексный процесс начинается уже на этапе младшей школы и охватывает всех учащихся московских школ.

Важное направление в этой единой системе – современные диагностические исследования, которые позволили сформировать очень серьёзную аналитическую базу, дающую представление не только о сильных сторонах наших учащихся, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться.

Например, комплексное исследование функциональной грамотности пятиклассников в 2021 г. продемонстрировало, что ученики в достаточной мере справляются с поиском и извлечением явной информации из текстов, но вместе с тем испытывают сложности в интерпретации, синтезе информационных единиц, не всегда могут соотносить вербальные и графические элементы текста, испытывают сложности при работе с множественными текстами (одновременной работой с несколькими текстами разной природы: таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями, линейным текстом). Но ведь ежедневно мы сталкиваемся именно с такой необходимостью, а значит, следует, выявляя эти сложности, корректировать процесс подготовки учащихся с учётом полученных результатов. Участвуя в таких исследованиях, каждый московский школьник может отслеживать свою индивидуальную траекторию развития, получать индивидуальные рекомендации, в зависимости от достигнутого уровня, оценивать свой результат, корректировать свой подход к изучению предметов, формированию собственных навыков.

Диагностические работы, созданные специалистами Московского центра качества образования, позволили накопить очень интересную ресурсную базу: демонстрационные варианты работ, своего рода тренажёры, образцы для составления такого рода заданий, размещены в открытом доступе на сайте МЦКО. Работать с этими заданиями могут учителя-предметники, школьники, методисты.

Функционально грамотный человек сможет противостоять повседневным вызовам современного мира, а функциональные подходы в образовании учат не просто решать задачи и воспроизводить заученное, а получать удовольствие от диалога с проблемной ситуацией, из которой ты можешь и должен выйти победителем.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube