Насколько бы архаичным ни казался мне знак пожатия руки при встрече, это все-таки важный элемент нашего культурного кода. А он не умеет. Почему? Смею предположить, потому, что у него никогда не было примера перед глазами. Ведь он живет в семье с одним родителем. С мамой. И таких мальчиков в России миллионы.
Дети остаются в неполных семьях по разным причинам: сильная и независимая «рожает для себя», разводы, смерть. В любом случае жизнь ребенка, живущего в семье с одним родителем, отличается от жизни ребенка, у которого дома полный комплект.
Такие дети часто оказываются в сложной жизненной ситуации, но этого никто не видит. А может, просто считают такую ситуацию нормой: мол, все так живут. Но если вдуматься – это не норма. Ребенок сталкивается с такими явлениями, на которые он не способен повлиять. От неблагоприятного климата в семье, неадекватных отношений между родителем и ребенком до алиенации одного из родителей (PAS – Parental alienation syndrome – ситуация, при которой один родитель отчуждает второго), абьюза, направленного в сторону родителя или самого ребенка.
Все это негативно влияет на психологическое состояние ребенка. Увеличивается риск возникновения психических проблем, снижения мотивации к учёбе и интереса к своему будущему, проблемам в социальной адаптации. В подростковом возрасте подобное давление может вызвать у ребенка тенденции к саморазрушению – курение, алкоголизм, суицидальные наклонности, склонность к правонарушениям.
По данным исследований американского профессора социологии Брэдфорда Уилкокса, большинство стрелков в американских школах в последнее время объединяет один факт – они выросли в неполных семьях. В России шутинг еще не набрал таких масштабов, как в США, поэтому подобных исследований нет.
Однако существует статистика, что дети, выросшие без родного отца, в 20 раз более вероятно будут иметь проблемы с поведением. По тем же данным, они в девять раз более вероятно покинут школу, не окончив ее. В 20 раз более вероятно попадут в тюрьму.
Всё это данные, подтвержденные исследованиями, однако они никак не отражаются на отношении к таким детям в школе. Им не дают послаблений в учёбе, не предоставляют никакой помощи. Нет механизмов отслеживания психологического и психического состояния ребенка. Наверняка, в каждом классе каждой российской школы есть ребенок, возможно и не один, который растет в неполной семье.
В связи с этим я предлагаю ввести в школе обязательное психологическое, тьюторское или менторское сопровождение школьников, проживающих в семьях с одним родителем.
Вариант сопровождения школа может определять в зависимости от запроса ребенка. Цель такого сопровождения – снижение психологической нагрузки на ребенка, помощь в переходный период распада семьи в случае ухода одного из родителей, а также компенсаторная функция замещения отсутствующего в жизни ребенка родителя, когда сопровождающий, ориентируясь на проблемные точки ребенка, помогает ребенку переживать кризисы.
Вместе с сопровождением следует создать и вести базу детей, которых воспитывает один родитель. Необходимо ставить таких детей и их семьи на внутришкольный учёт. Такая инициатива обеспечит сбор статистики поведения детей из неполных семей, поможет распознать дефициты и проблемы на стадии зарождения. Это позволит отслеживать закономерности и предотвращать неблагоприятные исходы.
Ксения Вадова