Городское образование // Статья

Московские школьники рассказали о своих научных проектах


Московские школьники рассказали о своих научных проектах
Иллюстрация: online.mospolytech.ru

Гониометр, криптопетля, виала, галалит, синхротрон – эти слова понятны школьникам, которые с детства увлечены наукой. Ребята не просто изучают отдельные профильные предметы – они погружаются в исследовательскую и проектную деятельность и могут почувствовать себя настоящими учеными даже в своем юном возрасте. Это стало возможным во многом благодаря реализации проектов предпрофессионального образования. Сегодня в столичных школах открыты, например, академические, медицинские, инженерные классы.

– В Москве созданы все условия для того, чтобы школьники открывали для себя мир науки, настоящих исследований как можно раньше: используется современное оборудование, создаются проекты, которые помогают дошкольникам и младшим школьникам изучать окружающий мир, участвовать в проведении экспериментов; открывают свои двери для самых юных исследователей научно-практические конференции – всё это помогает ребятам больше узнать об актуальных направлениях науки, найти сферу применения своих идей. У столичных школ нет задачи готовить из каждого выпускника будущего ученого, хотя, возможно, некоторые выберут этот путь, но есть миссия дать каждому школьнику неограниченные возможности, чтобы найти себя и реализоваться, – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.

Ученики встречаются с ведущими деятелями науки, проводят серьезные исследования, создают проекты с использованием современного оборудования, представляют свои работы на различных конференциях и занимают призовые места.

Шестиклассница Мария Завьялова из школы № 1557 им. П.Л. Капицы рассказывает, что интерес к науке появился у нее еще до школы.

– В пять лет я попросила маму отвести меня туда, где проводят опыты. Тогда я ещё не знала, что это место называется лабораторией.

Когда Марию пригласили заниматься в школьной лаборатории, она оказалась ее самым младшим участником. Здесь она разрабатывала все свои научные проекты: проводила опыты над настоями 50 растений, чтобы создать индикаторные полоски для экспресс-диагностики, восстанавливала кристаллы хромокалиевых квасцов и испытывала образцы биоразлагаемого пластика. Экологическая тема оказалась ей настолько близка, что и в этом учебном году она продолжила исследования в выбранном направлении.

– Сейчас в соавторстве с моим другом я работаю над проектом «Утилизация бытовых отходов посредством биологических объектов». Я разрабатываю на его базе полностью роботизированную биостанцию. Проект будет иметь не только экологическую, но и учебно-просветительскую направленность, – отметила Мария.

Наряду с наукой шестиклассница успевает заниматься бальными танцами, вокалом, верховой ездой, волонтерством в приюте для бездомных животных и даже писать собственную книгу. И это неудивительно, ведь образцом для подражания для нее является английский писатель и натуралист Джеральд Малкольм Даррелл, которой умел сочетать научную, литературную, зоозащитную и благотворительную деятельность.

Любимым предметом для Игнатия Тарабрина из 11 класса школы имени Маршала В.И. Чуйкова является химия.

– Наш мир устроен удивительным образом, и химия окружает нас повсюду, – рассказывает Игнатий. – Из «бездушных» элементарных молекул создаётся колоссально сложная и многогранная жизнь. Поэтому изучение химии помогает мне познавать мир.

Школьник отмечает, что в академическом классе, где он учится, созданы все условия для продуктивной исследовательской деятельности, оборудована современная лаборатория, какой может похвастаться далеко не каждый университет. Благодаря работе, выполненной в ее стенах, Игнатий имел возможность принять участие в международной конференции в Тайване TISF. Также среди последних достижений старшеклассника победа на Всероссийской олимпиаде по химии и Международной олимпиаде мегаполисов.

– Химия похожа на кулинарию. Чем больше у вас практического опыта работы, тем лучше получается создавать изысканные и сложные блюда, – объясняет одиннадцатиклассник. – У нас в расписании есть специальный день, когда мы занимаемся только научно-исследовательскими проектами, а не проходим практикумы. Иначе говоря, создаём блюда, а не готовим по рецепту.

Школьника во многом вдохновляет его научный руководитель Денис Чусов, доктор химических наук, активно развивающий новое направление в своей дисциплине и щедро делящийся знаниями и опытом с учениками.

Максим Громаков учится в 11 классе школы № 1557 им. П.Л. Капицы, и за плечами у него немало достижений. Он пятикратный победитель Московской олимпиады школьников по робототехнике, бронзовый призер международных соревнований «Евробот» и участник расширенной версии сборной России WorldSkills по робототехнике. Сейчас он работает над созданием устройства, которое будет менять образцы в синхротроне вместо людей. Эта установка должна облегчить труд ученых и дать им больше времени для анализа результатов исследований.

– Проект сам по себе очень интересный, – говорит Максим, – но еще интереснее то, что он связан с реальной задачей и действительно необходим. Еще это общение с учеными, работающими на синхротроне. Каждая встреча с ними дает мне огромное количество новой информации.

Одиннадцатиклассник надеется, что устройство пройдет апробацию в Курчатовском институте и будет рекомендовано к использованию.

Его младшая сестра Варвара, которая сейчас учится в 6 классе, уверенно идет по стопам брата. Она тоже изучает робототехнику, программирование и уже третий год развивает проект, посвященный освоению Крайнего Севера и арктической зоны.

– В рамках проекта я исследую способы получения и сохранения энергии в условиях очень низких температур. Сейчас работаю над созданием твердотельного теплоаккумулятора, способного сохранять тепловую энергию для обогрева помещений, – поделилась Варвара.

В рамках своего исследования школьница сотрудничает с МФТИ «Арктика», а в будущем планирует создавать новые технологии, которые будут полезны для всего человечества.

Одиннадцатиклассник Михаил Антаньязов из школы имени Маршала В.И. Чуйкова увлекается научной деятельностью с малых лет. Однако истинный интерес к профессии ученого у юноши появился, когда он поступил в академический класс.

– На уроках химии нам давали дополнительный материал из реальных статей, рассказывали о недавно открытых веществах и явлениях, указывали на еще не изведанные территории в науке. Это невероятно вдохновляло, – рассказывает старшеклассник. – Конечно, помимо химии меня еще интересует математика как полезный инструмент для описания и исследования окружающего мира и как самостоятельная дисциплина, включающая много красивых идей.

Михаил активно занимается научно-исследовательской деятельностью в школьной лаборатории. Вместе со своим одноклассником он изучает реакции, позволяющие получить ранее недоступные фторциклопропаны. Эти соединения находят широкое применение в агрохимической и фармацевтической промышленности, материаловедении. По словам школьника, они могут проявить гораздо более высокую активность по сравнению с аналогами и, как следствие, стать эффективными лекарствами.

В числе кумиров школьника есть Карл Вильгельм Шееле. Михаила восхищает увлеченность шведского ученого химическими исследованиями и его экспериментальная деятельность. Свое будущее учащийся планирует посвятить науке.

– Я бы хотел заниматься химией как наукой, причем делать это тогда, когда мозг человека ещё находится в зените своих умственных и творческих способностей, – отмечает школьник. – Поэтому при поступлении я буду выбирать вуз, позволяющий вести исследовательскую деятельность с первого курса и выделяющий на это достаточно времени.

Ученику 10 класса школы № 1518 Роману Рожановскому нравятся математика, химия и биология. Эти дисциплины, по его мнению, лучше всего помогают понять законы Вселенной. Он увлекся наукой еще будучи ребенком и с тех пор считает служение ей самым благородным делом.

– Мне представлялось удивительно романтичным изучение этого абсурдного и при этом странным образом логичного окружающего мира, – признается Роман. – В детстве я хотел изобрести что-нибудь такое, что помогло бы всем людям на Земле. Это мог бы быть какой-нибудь робот, игрушка, новый вид растения или лекарства – не так важно, что из себя представляло бы это гипотетическое творение. Но мечта осчастливить каждого или почти каждого человека остаётся со мной и по сей день.

Старшеклассник регулярно участвует в научно-практической конференции «Шаг в науку», представляя на суд жюри свои проекты. В 2021 году он стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. В настоящее время Роман увлекся биохимическими процессами в организме человека, в планах у него участие сразу в семи конкурсах с исследованием по нейрофизиологии, выполненным совместно с другими ребятами. Юноша собирается поступить в Сеченовский Университет, а в будущем – стать нейробиологом. Образцом для подражания он считает Николу Теслу.

Ученицу 10 академического класса школы № 1518 Богдану Исакову вдохновил заняться наукой увиденный в детстве нехитрый фокус с газированным напитком и жевательной резинкой. Сейчас ее любимые предметы – алгебра, физика и информатика, которой девушка увлечена особенно.

– На данный момент я и моя одноклассница доделываем проектную работу по созданию специального айчипа для выращивания бактерий и микробов. После этого мы планируем принять участие в конференции «Инженеры будущего», – рассказывает Богдана.

Десятиклассница регулярно участвует во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, физике и информатике. Академический класс, по ее мнению, позволяет получить широкий спектр практических знаний на дополнительных курсах, которые в немалой степени способствуют развитию научных интересов.

Девушка посещает занятия по 3D-моделированию, черчению и программированию. Она планирует углубленно изучать их в дальнейшем и получить профессию в ИТ-сфере.

– В академическом классе мы имеем возможность изучить два языка программирования: C++ и Python, – говорит Богдана. – Наши преподаватели доступно объясняют материал, всегда готовы проконсультировать по возникающим вопросам. Они находят индивидуальный подход к каждому ученику и создают комфортную атмосферу на уроках. И на каждое занятие хочется идти с удовольствием.

Проекты предпрофессионального образования реализуются Департаментом образования и науки города Москвы на базе 10–11 классов. Сегодня в образовательных организациях столицы открыты инженерные, ИТ, медицинские, новые педагогические, предпринимательские и другие классы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube