3 февраля Союз женщин России провел вебинар с участием заслуженного работника культуры РФ, Почетного работника сферы молодёжной политики РФ, автора научных публикаций по проблемам воспитания и социализации подростков Ефима Штейнберга.
С 1965 года Ефим Штейнберг руководит детским разновозрастным отрядом «Надежда», через уникальную воспитательную систему которого прошло более 16 тысяч детей и подростков.
До 1990 года отряд действовал как пионерский штаб Куйбышевского района города Москвы, в последующие годы – как региональная детская общественная организация. Но как бы ни менялся статус коллектива, ежегодно объединяющего более ста подростков от 10 до 18 лет, его девиз остался прежним: «Нести добро и радость людям!»
Три основных направления деятельности отряда – искусство, спорт и труд.
«Эти три важных момента определяют жизнь человеческую», – считает Ефим Штейнберг.
По его мнению, «искусство даёт представление о гармонии – цвета, звука, отношений, которые мы всегда с ребятами осмысливаем в результате каждого дела.
Спорт даёт представление о правилах игры и о правилах жизни, потому что правила заставляют действовать ребят коллективно.
Труд учит приводить в порядок то пространство, в котором они живут, взаимодействуют, труд приносит радость окружающим людям», – отмечает педагог.
Отряд «Надежда» действует на базе Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский», где созданы все условия для занятий живописью, музыкой, театром, спортом. Концертная бригада отряда «Надежда» становилась лауреатом разнообразных всероссийских фестивалей и конкурсов: «Хрустальная капелька», «Золотой ключик», «Юные таланты Московии», «Звёздный полёт».
Причем это не просто выступления ради наград и премий: ребята дают концерты и театральные представления в больницах, интернатах для детей-сирот, домах престарелых, и не только в Москве, но и в регионах.
Помогать людям – одно из неписаных правил «надеждинцев». Когда у кого-то из членов отряда случается беда, они вместе с родителями собирают для нуждающихся одежду, бытовую технику, помогают обустроиться на новом месте.
Большую роль в жизни отряда играют выездные мероприятия, которые происходят во время зимних и летних каникул. Жизнь в загородном лагере насыщена интересными событиями: походами, экспедициями, творческими конкурсами и спортивными соревнованиями.
«И мы стараемся сделать в отряде “Надежда” так, чтобы жизнь эту организовывали сами ребята совместно со взрослыми. С нами взаимодействуют наши бывшие воспитанники, сейчас ставшие актёрами, режиссёрами, учителями, психологами», – рассказал Ефим Штейнберг.
Очень много внимания он и его коллеги уделяют разговорам с детьми, обсуждению волнующих их проблем, в том числе взаимоотношений с родителями.
Например, одна из воспитанниц пожаловалась, что не может найти общего языка с мамой, которая ее не понимает и не слышит.
«Мы долго говорили с ней о причинах этого непонимания. Я объяснял ей, что мама ее любит, но не может найти нужных слов. Девочка после этого разговора ушла с желанием понять маму. Потом я отдельно встречался с мамой, объяснял ей, как преодолеть возникшие в общении с ребенком трудности», – рассказал Ефим Борисович.
Главную трудность он видит в том, что часто в подростковом возрасте родители перестают быть для ребенка авторитетом, и нужен третий человек «со стороны», который выступит в качестве арбитра, способного уладить те или иные разногласия.
Но выработать тактику и стратегию воспитания ребенка возможно только совместными усилиями родителей и педагога. Только так можно достичь хороших результатов.
Родители – активные участники всех событий, происходящих в отряде «Надежда». Вместе с детьми они выезжают в загородный лагерь, отмечают праздники, организуют походы.
По словам Штейнберга, на родительских собраниях он не акцентирует внимания на проступках детей (это предмет индивидуальных бесед), а старается рассказать о тех моментах, которые раскрывают ребенка с лучшей стороны. Это может быть успешное выступление на концерте или качественно выполненная уборка помещения.
Главным принципом воспитания Ефим Штейнберг считает уважение к личности ребенка.
«Наши дети подчас могут нам дать сто очков вперед, и у них можно многому научиться. Например, как пользоваться гаджетами. Их нельзя отнимать, можно только ограничить их использование убеждением, договоренностями. Благодаря интернету дети приобщаются к культуре, слушают музыку», – убежден педагог.
В то же время он признает, что популярное среди современной молодежи искусство далеко не всегда соответствует нравственным и эстетическим нормам.
Вместе с подростками он пытался разобраться, что интересного они находят в творчестве блогера Дани Милохина и рэпера Моргенштерна.
Он вступил в дискуссию со своими воспитанниками, детально анализируя тексты молодежных кумиров.
Не имеет значения, кто кого переубедил в этом споре, гораздо важнее то, что представитель старшего поколения не отмахнулся от этой темы, а проявил к ней интерес, внимание, искреннее стремление разобраться вместо голословной критики.
Слушатели задавали много вопросов Ефиму Штейнбергу.
Например, как мотивировать ребенка к учебе?
Опытный педагог порекомендовал не зацикливаться на выборе вуза для поступления, а прежде всего выяснить, чем бы подросток хотел заниматься в жизни, что бы ему приносило радость в каждодневном деле?
«Думая над этим (а ребёнку всегда очень трудно такую перспективу для себя вырастить), мы начинаем уже говорить об изучении конкретных предметов, о форме и режиме работы, о плане подготовки», – пояснил Штейнберг.
Разнообразие видов деятельности, которое предлагается ребенку на выбор, очень помогает в его самоопределении.
Кроме того, мотивация подростка, по мнению эксперта, зависит от учителя: если он увлечен своим предметом, то это передается и его ученикам. В противном случае можно получить только отторжение.
Например, Ефим Штейнберг заметил, что многие современные подростки не любят литературу. Разучивают стихи и потом забывают о них, не помнят ни одной строчки, даже если получили «пять» за чтение наизусть. А причина в том, что они не поняли смысл стихотворения, никто им его не объяснил.
По убеждению Штейнберга, любое педагогическое действие должно быть осмысленным – будь то заучивание стихов наизусть или стояние в почетном карауле у Вечного огня. Дети должны не просто чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, а прежде всего изучить историю этих событий, осознать их важность, в том числе и благодаря литературным произведениям.
И вносить свою посильную лепту в эстафету памяти не только стоя в почетном карауле, но и ухаживая за братскими могилами. Шефство над захоронениями защитников Москвы на Преображенском кладбище – одна из традиций отряда «Надежда», которая продолжается с 1970-х годов.
Одна из слушательниц задала Ефиму Штейнбергу вопрос: есть ли что-то, что он не смог бы простить ребёнку?
«Ребёнку я могу простить всё. Я часто не всё могу простить его родителям, а для ребёнка всё впервые, в том числе предательство. Это тема для разговора с детьми и у меня, и у наших педагогов. Они всегда посоветуют, как выйти из сложной ситуации. Но если у ребенка трудность, он её переживает, страдает, я могу простить ему всё», – подчеркнул педагог.
За многие годы у разновозрастного отряда «Надежда» сложился Совет друзей, в составе которого около 500 выпускников, принимающих активное участие в работе уникального коллектива. Многие из них считают, что путёвку в жизнь им дал отряд, название и девиз которого вселяют веру в лучшее.