Необходимость инклюзивного подхода в образовании очевидна и понятна, и вряд ли кому-то из российских учителей нужно доказывать актуальность этой темы. Но одно дело - понимание, и совсем другое – применение принципов инклюзии на практике. Однако с недавних пор у педагогов появилось неожиданное подспорье – кинематограф.
В начале июля Владимир Путин встречался с участниками форума «Сильные идеи для нового времени», где узнал о планах по созданию платформы инклюзивного и социального кино на базе онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс». О проекте Президенту России рассказал создатель онлайн-кинотеатра и Международного фестиваля детских и семейных фильмов «Ноль Плюс», режиссер и общественный деятель Николай Данн. И Владимир Путин поблагодарил Николая Николаевича за такую работу, за воспитание в обществе милосердия и сострадания.
Проект развивается и, возможно, совсем скоро станет общегосударственным. Но уже сейчас преподаватели нашей страны могут применять приемы инклюзивной кинопедагогики, а поможет им киноклуб «(Не) такой, как все», действующий в двух форматах: онлайн – на портале «Ноль Плюс», и офлайн – в виде реальных киносеансов. О киноклубе, кинопоказах, а еще о принятии людей с особенностями нам рассказал Николай Данн.
– Николай Николаевич. Расскажите, как зародилась идея киноклуба «(Не)такой, как все», и когда он был создан.
– Для меня всё началось с фильма «На линии старта». Один мой знакомый из Бийска попросил снять ленту о ребятах-паралимпийцах, которые занимаются в небольшом городке, но при этом побеждают на Олимпиадах, самых крутых мировых первенствах. Я приехал, посмотрел и понял, что про этих людей надо говорить – об их достижениях, о том, как они живут, как взаимодействуют с обществом, создают семьи. А ведь людей с особенностями здоровья в нашей стране немало – 11 миллионов! Это стало личным открытием, цифра шокировала. А что мы о них знаем? Включены ли они в жизнь всего социума? В общем, вопроса, снимать или снимать, больше не стояло – однозначно снимать.
Еще в процессе съемок продюсер и автор образовательных инициатив Нина Добрынченко предложила участвовать в проекте «(Не)такой, как все», собирать и показывать фильмы на тему инклюзии. Ведь, кроме документального фильма «На линии старта», есть и другие ленты, которые можно и нужно демонстрировать, можно и нужно обсуждать. Весной 2024 года в Сургуте проходил II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», где мы представили проект и получили немало откликов. Оказалось (и это даже немного удивительно), что многим людям нужны такие фильмы, на них есть общественный запрос.
Николай Данн
– Почему так происходит, в чем актуальность таких фильмов?
– В фильмах про людей с особенностями показан выход из сложной ситуации, которая зачастую кажется безнадежным. И это не может не мотивировать, это восхищает и вдохновляет на созидательные действия в реальной жизни. Причем как здоровых зрителей, так и людей, у которых есть определенные сложности.
Так, например, кино может стать отправной точкой для семей, в которых рождаются особенные дети. Им проще принять ситуацию, помочь ребенку адаптироваться и реализоваться, банально не запираться дома и, главное, не замыкаться в себе. Кино задает вектор, а спорт и творчество могут поддержать это движение вперед.
– А что было с вашим проектом дальше?
– После премьеры в Югре показы инклюзивного киноклуба «(Не)такой, как все» прошли в других регионах страны. Недавно клуб на постоянной основе начал работу в московском Музее-заповеднике «Царицыно». А на площадке онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» создан виртуальный клуб «(Не)такой, как все». Поддержку начинанию оказывает Агентство стратегических инициатив, и мы очень благодарны коллегам.
– По какому принципу вы отбираете фильмы для показов и размещения на сайте?
– Стараемся осветить все моменты, которые важны для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Фильмы должны нести конструктивные смыслы и консолидировать зрителей, объединять здоровых людей и людей с физическими или ментальными ограничениями. Это главное условие. В коллекции ленты самых разных направлений: мультики, короткий метр, полнометражные, документальные…
Они разделены по возрастным категориям и при этом подходят для семейных просмотров. Фильмы можно не только показывать в кинозалах, школах, каких-либо учреждениях, но и просто посмотреть дома, устроив приятный и полезный семейный киновечер. Они точно дадут пищу для размышлений, диалога и выводов.
– Как проходит обсуждение в вашем киноклубе?
– Главный акцент мы делаем на выстраивании отношений, на коммуникации. Здоровым людям нужно постараться понять и принять людей с ограничениями, а им, в свою очередь, необходимо попробовать понять и принять людей здоровых. Задача непростая, но если замалчивать сложные темы, не говорить о болевых точках общества, ситуация не улучшится. Без открытого и честного разговора каждый будет просто что-то додумывать, погружаться в стереотипы, ложные представления.
В киноклубе должна возникнуть атмосфера взаимного доверия, уважения и абсолютного равенства. Все должны настроиться слушать и слышать друг друга – только так появится пространство диалога. И, конечно, тут большая ответственность на модераторе, ведущем показа. Нельзя давить, даже если кто-то не хочет высказываться, у каждого участника встречи должен быть выбор, как себя вести.
Нужно выбрать правильную интонацию, подготовить интересные вопросы, учесть особенности зрителей. Не стоит, к примеру, для первого показа в незнакомой аудитории брать какой-то слишком глубокий фильм, перегруженный смыслами или визуальными образами. Ведущий говорит мягко, размеренно, не использует сложные термины, не торопит собеседника, проявляет одинаковое внимание ко всем.
– Наше общество, к сожалению, не слишком толерантно к другим, в том числе к инвалидам, людям с ОВЗ. Начиная свой проект, ставили ли вы задачу изменить общественное сознание в лучшую сторону?
– Когда ты занимаешься искусством или педагогикой, то изначально настроен на то, чтобы делать добро для другого человека, ведь ты его развиваешь. И киноклуб «(Не)такой, как все», и другие наши кинопедагогические форматы направлены на поиск решения актуальных общественных проблем. Диалоговое пространство при этом является ключом.
И не важно, где идет диалог – в маленькой деревушке, в мегаполисе или даже в масштабах всей страны. Важно, что он помогает находить ответы, в том числе развивая толерантность. У нас общий мир, и в нем будут жить наши дети и наши внуки. А наша задача – конструктивно взаимодействовать друг с другом и передавать этот навык будущим поколениям. Кино в этом смысле очень простая, мягкая сила. И при умелой подаче оно способно глобально изменять мир к лучшему.
– Удалось ли кого-нибудь переубедить?
– В киноклубе нет необходимости кого-то переубеждать. Есть необходимость раскрыть тему. Пока нам что-то не ясно, мы спорим, доказываем. Как только тема раскрыта, начинаем искать варианты, как нам жить вместе. Киноклуб дает возможность высказать свою позицию, услышать мнение другого, взглянуть на ситуацию под другим углом.
Говорят дети, у которых есть отклонения в развитии, говорят их родители. Это одна позиция. Тут же высказываются нормотипичные дети и нормотипичные взрослые. Это другая позиция. Так приходит понимание и рождается принятие. В общем поле диалога все вместе обретают пользу.
– А можете привести конкретный пример позитивных перемен?
– Таких примеров много: преображение, положительные духовные метаморфозы происходят практически каждый раз. Кто-то плачет, кто-то неожиданно для самого себя открывается, кто-то начинает думать над тем, на что раньше не обращал внимания.
На одном из показов в Сургуте были разные дети: в колясках, с синдромом Дауна, здоровые ребята. И я спросил у нормотипичных зрителей, знают ли они, что такое инклюзия. Никто не знал. Спросил, слышали ли они слово «инвалидность». Слышали. Причем главная ассоциация – страх. Оказалось, боятся непредсказуемости, не знают, как себя вести с инвалидами, как взаимодействовать с ними.
А при помощи киноклуба мы эту неизвестность, эти страхи преодолеваем, посредством обсуждения выходим из негатива и вносим ясность. Посмотрели фильмы, поговорили, пообщались.
Спросил, боитесь ли сейчас. Отвечают: «Нет, не боимся, такие же люди, как мы». Вот и все. А ребят с особенностями мотивировали истории паралимпийцев, они рассказывали о своих успехах, победах, планах. Мы достигли того, чего хотели. У одних мотивация, у других принятие. В результате могут родиться совместные действия, могут появиться новые друзья, какие-то добрые проекты.
– Отмечали ли вы региональные различия в обсуждении темы инклюзии, когда ездили с кинопоказами по разным городам?
– Особых различий я не видел. Мы все в одном поле. Различаются жизненные ситуации. Если люди уже сталкивались с инвалидностью, может быть, у кого-то из родных, им тема ближе и понятнее. А если человек впервые об этом слышит, то, естественно, все в новинку. В целом, во всех регионах нашей страны одна палитра проявлений и представлений.
– В списке киноклуба есть фильм о буллинге. Как вы думаете, можно ли открыть инклюзивный киноклуб в школе, где существует такое явление, как буллинг?
– В любой школьной среде, вне зависимости от внутренних проблем, надо создавать инклюзивные киноклубы и обсуждать эту тему, в том числе в рамках «Разговоров о важном». Мы развиваем качества, без которых нельзя представить ни зрелую личность, ни зрелое общество: уважение, сострадание, милосердие, любовь. А все попытки игнорировать тему инклюзивности выглядят нелепо. Только представьте, насколько существенна эта часть российского общества – 11 миллионов, а вместе с семьями 30 миллионов человек.
А кроме того, это же гораздо больше, чем какие-то новые знания об инвалидности и инвалидах.
Инклюзия – это умение строить диалог со всем миром, формирование среды, культуры взаимодействия с теми, кто слабее или сильнее тебя. Говорить, обязательно говорить!
Так мы создаем условия для реализации и духовного роста абсолютно всех – и обычных ребят, и ребят с особенностями. И не забывайте, что в инклюзивном киноклубе не обязательно рассказывать только о физических особенностях, тут можно и нужно поднимать любые проблемы, в том числе и касающиеся буллинга. При грамотном подходе кино поможет решить самую сложную задачу.
– Каковы ваши планы на ближайший период, будут ли показы в других городах?
– Наша перспектива – развить киноклубы, сделав их точками сближения людей, чтобы они могли общаться на все темы, которые для них действительно актуальны, не ограничиваясь темой инклюзии. Инклюзивный киноклуб может стать местом встречи, пространством для общения, выстраивания планов, совместного развития.
Это востребованный формат, о котором говорят сами люди. Хочется внедрять его не только в России, но и в странах СНГ, в целом по миру. Потому что во многом у нас одинаковые проблемные точки, а преодолевать их и находить решения всегда проще вместе. Кто-то будет учиться у нас, у кого-то будем учиться мы. Так мы создадим наше общее будущее.


















