Качество образования // Статья

«Новое поколение мыслит не профессиями, а вселенными»

Чему и как учить в школе, чтобы ребенок вырос (по-настоящему вырос).

«Новое поколение мыслит не профессиями, а вселенными»

Наша школа еще не успела адаптироваться к тому, что помимо передачи знаний важно развивать в детях мягкие навыки, как становится понятным, что и этого недостаточно и нужно что-то больше.

Что именно? И способна ли школа это дать? Разбирались участники круглого стола «Знания или навыки – что важнее в образовании и в жизни?», организованного Рыбаков Фондом.

Не знания и не навыки, а что-то другое?

«Традиционная школа, детский сад, коррекционная педагогика – в XX веке это была самая распространенная система. Она ставила целью формировать знания, умения, навыки. Но время изменилось так сильно, что эта система стала несовременной. Знания, умения и навыки нужны. Но сейчас мы ставим цель, чтобы у ребенка возникала и развивалась субъектность. Все дети разные, а значит, для развития каждого из этих разных детей нужно сосредотачиваться на потребностях этого конкретного ребенка на этом этапе развития», – описывает ситуацию Елена Юдина, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Развитие субъектности ребенка актуализирует еще один вид навыков: «Если человек заботится о своей деятельности, это твердые навыки. Если о коммуникации – это soft skills. Но есть еще и забота о себе, self skills. Я что-то понимаю про себя, живу среди людей и что-то делаю в этом мире. Именно так получается целостность, которая даст результат», – говорит Сергей Ветров, тьютор, директор Института индивидуализации и тьюторства.

Поддерживает его Кристина Белавич, эксперт по повышению личной эффективности и развитию личности, построению карьеры и профессиональному росту, она делает акцент на «способности ребенка управлять своим состоянием, понимать свою уникальность как то, что ты умеешь лучше всего, и входить с этим в команду».

Однако школьная программа не может вместить себя все. Что же должно быть в приоритете? «Главное, над чем должно работать образование, это появление таких способностей, которые помогут учиться не для школы, а для жизни. Прежде всего, способности учить себя и управлять собой, быть субъектом, быть инициативным, выстраивать ситуации сотрудничества и разрешать ситуации конфликта», – уверена Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и доцент Дирекции образовательных программ МГПУ.

Таким образом, получается иерархия ценностей: цель – развитие субъектности, гибкие навыки и «себя»-навыки помогают достичь этой цели, а в процессе их развития ребенок приобретает знания и hard skills. И если человек на каждом этапе взросления проявляет субъектность, то овладевать новыми знаниями и хардовыми скилами он сможет на протяжении всей жизни.

Но стать субъектом в нашей образовательной системе – та еще задача. Три примера

«1 сентября мы спрашиваем студентов нашего колледжа: о чем вы мечтаете? И у них удивленные глаза, потому что в школе им никто не задавал этого вопроса». – Михаил Сумбатян, CEO & Founder IThub college.

«20 лет мы реализовывали британский бакалавриат, который сейчас пытаемся встроить в российскую систему образования, – рассказывает Мария Ситковская, исполнительный директор и управляющий партнер Universal University, декан Московской школы кино. – В чем я вижу разницу? В российской системе студент спрашивает: чему вы будете меня учить? В британской: что я буду знать и уметь по итогам обучения, что войдет в мое портфолио? Это меняет фокус. Учащийся становится субъектом образования и сам отвечает за него».

«Я пошел преподавать в Финансовый университет, который сам окончил, – говорит Сергей Акопян, сооснователь всероссийской программы развития предпринимательства среди молодежи Преактум, продакт-менеджер в Учи.ру. – Увидел, что ребята, которые прошли Преактум и работали в команде, сильно отличаются от других студентов и от меня самого, когда я там учился. Тогда я решил создать практикоориентированный курс без оценок, где надо было сделать проект. Какие психологические барьеры пришлось преодолеть студентам, чтобы перестать спрашивать у меня, как им сдать курс на отлично, а добиваться в команде того результата, который нужен им самим!»

Почему школа готовит к ЕГЭ, а не к жизни

Казалось бы: есть понимание, что выпускнику школы мало просто знать математику и географию, а важно знать себя и уметь действовать в связке с другими. Почему же школа упорно продолжает готовить к ЕГЭ, а не к жизни?

Ответ может разочаровать: потому что знания оценить проще, чем soft skills и self-skills.

«Качество работы учителя определяется тем, как дети пишут контрольные и всероссийские проверочные работы», – поясняет Федор Бажанов, выпускник программы “Учитель для России” и основной разработчик программы подготовки учителей.

«Как проверить, умеет ли человек учиться, быть субъектом и налаживать отношения? В результате мы ищем там, где фонарь стоит, а не там, где клад лежит», – говорит Ольга Шиян.

Последствием для ученика будут не только слабые мягкие навыки. Он окажется надолго скован страхом ошибиться. «Школьное оценивание – как прокрустово ложе: этот опыт взрослые люди всю жизнь ощущают как страх сделать ошибку», – говорит Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент Рыбаков Фонда.

«Наши студенты после зачисления получают задачу, которую нужно решить десятью способами. Там нет правильного ответа. Никто не знает, как надо. В британском бакалавриате есть курс Foundation: целый год выпускники российской образовательной системы учатся учиться, искать решения в мире неопределенности», – делится Мария Ситковская.

«Нас приучают, что за ошибкой следует наказание. Эту установку потом пытаются исправить в компаниях, где ошибка приветствуется, но взрослым уже сложно поменять восприятие», – добавляет Виктория Шиманская, предприниматель, сооснователь компании SKILLFOLIO.

Более того, значение твердых навыков и знаний для дальнейших успехов, возможно, переоценено. В пандемию лучшие вузы США зачисляли абитуриентов без результатов тестов, на которые ориентировались раньше. Оказалось, качество набора не ухудшилось. «Есть ли корреляция между результатами выпускных тестов в школе и академическими успехами студентов? Вообще нет! Поэтому многие ведущие вузы США продлили заморозку тестов на несколько лет», – рассказывает Юлия Черепанова, соучредитель и гендиректор Forbes Education, главный редактор образовательных рейтингов Forbes.

Нет и корреляции между оценками и самоопределением. И отличники, и троечники с одинаковой вероятностью понимают или не понимают, куда идти после школы, говорит Виктория Шиманская со ссылкой на исследование Московского центра качества образования. А что же коррелирует с самоопределением? Навыки коммуникации и командной работы. «Глядя на эти результаты, понимаешь, что задача школы – раскрыть талант ребенка и дать ему проявить знания, умения и навыки во внешнем мире».

Чего ждут от школы родители?

Родители и учителя – «выпускники» той школьной системы, от которой мы пытаемся уйти. Чтобы произошли изменения, нужно изменить представление о целях образования у огромного числа родителей, которые ориентированы только на успешную сдачу ЕГЭ.

«В управлении образованием много бывших учителей, которые отвечают на запрос своего поколения и поколения нынешних родителей. Чего хотят родители? Измеримого результата, а измеримый результат какой? Сдать ЕГЭ. А зачем сдать ЕГЭ? Чтобы поступить в вуз. А зачем вуз?.. Ко мне приходит мама шестилетки и говорит, что хочет в такую-то школу. Почему? Потому что она лучше всего готовит к ЕГЭ. Зачем вам ЕГЭ, у вас ребенок в первый класс идет?», – рассказывает Александр Милкус, заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, зампредседателя Общественного совета при Департаменте образования и науки города Москвы.

По словам Екатерины Рыбаковой, результатом образования должна быть готовность к самостоятельной жизни.

Родители зациклены на ЕГЭ, потому что видят: дети после школы не готовы к жизни. Вот они и мечтают о вузе, который оказывается своего рода «продленкой».

Что нужно работодателям?

Родителей можно понять: они хотят быть уверенными, что ребенок получит хорошую работу и будет счастлив. Им кажется, что диплом престижного вуза повышает этот шанс.

Но это уже не так, говорит Елена Никифорова, директор департамента по работе с соискателями SuperJob: «Я общаюсь с соискателями 15 лет. 70% из них работают не по специальности и абсолютно без удовольствия. Я чувствую их безысходность. Сейчас для 68% работодателей личностные компетенции и деловые качества являются ключевыми при отборе молодых специалистов. Да, знания – это база. Но уровень образования важен лишь 30% работодателей. Проще научить сотрудника заново, чем переучивать после вуза».

Практики: тьютора в каждую школу

Что уже делается в сфере образования, чтобы хоть немного приблизиться к идеалу – развитию субъектности ребенка, который после школы не пойдет в вуз по инерции и не будет работать на нелюбимой работе? Участники встречи поделились практиками.

Право выбора, обучение peer-to-peer, отношение взрослых

Михаил Сумбатян: «У нас в колледже 23 направления: выбираешь что-то, если не понравилось, попробуешь другое, третье. Мы строим систему peer-to-peer, когда студенты учат друг друга. Во взаимодействии появляется ответственность. Ну и когда вокруг воспитанные взрослые, которые спросят, как дела, когда можно уважительно дискутировать, когда за ошибки не наказывают, а поддерживают, – это другой подход. И без него нельзя построить новое образование. Мы делаем MVP за государство, и готовы делиться».

Запрос от индустрии

Мария Ситковская: «Мы видим совершенно другое поколение абитуриентов. Они мыслят уже не профессиями, а вселенными. Выпускник школы хочет создавать Человека-паука в кино, в анимации, в играх. Ему в 17 лет не нужно выбирать, он может проявлять себя и там, и там. У нас студенты учатся у преподавателей-практиков по брифам от индустрии. И после обучения их берут на работу целыми командами, потому что в индустрии кадровый голод».

Тьюторы

Сергей: «Тьюторство показало эффективность в том, чтобы ребенок становился субъектом, соучастником своего образования. Учителя-предметники могут осваивать технологии тьюторства, и это повысит качество их работы. Но вообще это должен быть отдельный человек. Каждой школе – минимум по одному тьютору!”

Предпрофессиональные классы

Александр Милкус: «Есть уже отработанные Москвой инструменты, например, предпрофильные классы: медиа, педагогические, кадетские, медицинские, предпринимательские, IT-классы. Преподают, как правило, приглашенные из индустрии специалисты. У медиаклассов, которыми моя лаборатория занимается, в этом году будет первый выпуск. Это живая история, поэтому сейчас будем спускаться на среднюю школу”.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube