Московский межведомственный образовательный проект «Учебный день в музее» хорошо известен педагогам столичных школ. Он успешно реализуется с 2017 года и даёт возможность проводить уроки по разным предметам в пространстве экспозиций музеев и выставочных центров.
На 30 площадках школьники посещают уроки математики, биологии, литературы, ОБЖ, химии, физики, физической культуры, русского и иностранных языков. Проект активно пополняется новыми участниками, а с 2020 года у него появился последователь – образовательный проект ProГУЛ, который благотворительный фонд «ОМК-Участие» реализует в городе Выкса Нижегородской области при поддержке выксунского завода ОМК и администрации городского округа.
ProГУЛ (городской учебный ландшафт) взял за основу главную идею «Учебного дня в музее» – город как учебник, использование инфраструктуры города для достижения высоких образовательных результатов.
Партнерами проекта стали Выксунский металлургический завод, Музей истории ОАО «Выксунский металлургический завод», филиал НИТУ «МИСИС» и Выксунская Епархия. Используя проверенную методику подготовки уроков в московских музеях, ProГУЛ является совершенно оригинальным проектом, учитывающим актуальные потребности местных образовательных организаций и работодателей. Именно поэтому он направлен на профориентацию школьников, которые решают кейсы по разным предметам, формируют практические навыки в производственных цехах и лабораториях завода.
«За время реализации совместных социокультурных проектов ГБУК г. Москвы "Мосразвитие" и Городской методический центр приобрели колоссальный опыт взаимодействия и организации крупных образовательных инициатив, таких как "Учебный день в музее", "Учебный день в библиотеке".
Этот опыт позволяет эффективно транслировать свои успешные практики и делиться идеями на межрегиональном уровне, выстраивать коммуникацию в профессиональной сфере и обогащать проекты новыми задумками», – отметил Андрей Зинин, директор Городского методического центра.
В 2022 году ProГУЛ стал сетевой инновационной площадкой, которая объединила педагогов из 20 разных школ. Педагоги подготовили 40 уроков по 15 дисциплинам на восьми городских и промышленных площадках. Любой педагог может взять за основу методические наработки и провести собственное занятие на любой площадке.
Занятия по точным и гуманитарным наукам посетили более 600 школьников с первого по десятый класс.
«В Выксе учителя придумывают и воплощают идеи занятий, стремясь максимально эффективно использовать культурный, социальный и промышленный ресурс региона, в том числе для профессиональной ориентации школьников. Сейчас мы видим высокий уровень вовлеченности педагогов. Учителям интересен проект ProГУЛ, а выигрывают от этого, в первую очередь, их ученики.
Рады, что в проект включаются новые площадки, особенно такие как филиал „МИСИС“ и Выксунская Епархия. Ждем, что в ближайшее время подключится металлургический колледж, библиотеки, Дворец культуры имени Лепсе. Такая заинтересованность способствует появлению новых интересных идей для уроков, Выкса становится одним большим учебником», – отметила председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.
7–9 ноября в городском округе Выкса проходила педагогическая конференция «Городской учебный ландшафт как инструмент формирования единого образовательного пространства», организованная благотворительным фондом «ОМК-Участие» совместно с Управлением образования города Выкса при поддержке главы местного самоуправления Владимира Кочеткова.
Операторы проекта «Учебный день в музее», ГБУК г. Москвы «Мосразвитие» и Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы, представили опыт реализации проекта, рассказали о проверенных алгоритмах взаимодействия учреждений культуры со школами и поделились планами на будущее.
В рамках конференции гостям продемонстрировали площадки проекта, показали уроки геометрии и физики в листопрокатном цехе завода.
Городской методический центр активно взаимодействует с выксунцами. Его специалисты провели серию вебинаров на старте проекта, а в конце лета 2022 г. коллеги из Выксы побывали в Москве, чтобы посмотреть, как учителя проводят уроки в музее «Дедушкин чердак», Музейно-выставочном комплексе истории государственной службы, музеях-заповедниках «Кусково» и «Царицыно».
Операторы проекта «Учебный день в музее» активно транслируют свою работу, проводят вебинары и мастер-классы в музеях, популяризируют учреждения культуры среди школьников.
«Проект "Учебный день в музее" формирует особое образовательное пространство Москвы, основная цель которого – мотивировать школьников на самостоятельное и увлекательное добывание знаний. Также проект содействует формированию единого культурного пространства. Это наиболее актуальный формат получения услуги, получения информации для жителей любого города, особенно в современном мире. Мы рады, что наш проект находит отклик и в других городах и регионах России, где идея проекта видоизменяется с учетом особенностей их расположения, градообразующих отраслей», – отметил генеральный директор ГБУК г. Москвы «Мосразвитие» Тимур Вахитов.