Ко Дню учителя сервис Работа.ру провел исследование и выяснил, какова, по мнению наших граждан, должна быть зарплата школьного учителя. Естественно, жители различных регионов отвечали по-разному.
По мнению жителей Москвы, учителя должны зарабатывать в среднем 119,4 тысячи рублей каждый месяц. В Санкт-Петербурге отметили зарплату 95,2 тысячи рублей, в Красноярске – 90,9 тысячи рублей, а в Ростове-на-Дону – 70,1 тысячи рублей. Пятерку лидеров замыкает Екатеринбург, в котором, по мнению местных жителей, учителя должны получать 69 тысяч рублей ежемесячно. Желаемую зарплату учителей в Уфе обозначили на уровне 68 тысяч рублей, в Новосибирске – 66,7 тысячи рублей, в Нижнем Новгороде – 65,8 тысячи рублей, в Краснодаре – 63,5 тысячи рублей, а в Самаре – 62,3 тысячи рублей в месяц. В исследовании приняли участие более 3000 респондентов.
Да, считаю итоги исследования очень показательными для существующих систем оплаты труда учителей, рассчитывающихся на основе оклада, который зависит от минимального размера оплаты труда в России.
В каждом регионе величина МРОТ различается, а также различаются надбавки за дополнительную нагрузку на учителя с учетом образования, стажа и квалификации учителя.
Если в указанном исследовании учитывается мнение представителей того или иного региона о том, какой должна быть зарплата учителей, то реальная картина на всей территории России демонстрирует очень большой разброс. Так, если московские учителя в среднем получают более 100 тысяч рублей, то тверские учителя при одинаковой с ними нагрузке, с одинаковым количеством учащихся получают в среднем 27,7 тысячи рублей. При этом начинающие специалисты в отдельных регионах и вовсе получают наравне с техническим персоналом школы.
Отсюда мы получаем отток педагогических кадров из регионов с низкими доходами в регионы-доноры в лучшем случае, а в худшем случае вовсе теряем специалистов педагогического образования.
По линии Минпросвещения России в настоящее время реализуется пилотный проект по апробации новой системы оплаты труда учителей в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования в российских регионах: Белгородской, Сахалинской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Республике Мордовии. Уже сегодня эксперты высказывают большие сомнения в эффективности эксперимента, поскольку его реализация без выделения дополнительных финансовых средств может стать очередными полумерами…
Еще больше усугубляет ситуацию тот факт, что зарплата учителей многих дотационных регионов дотягивает до МРОТ только после суммирования всех ее составляющих – оклада и дополнительных выплат. В связи с этим учителя еле сводят концы с концами и вынуждены работать на полторы-две ставки, испытывая большие нагрузки и приближая процесс выгорания.
Нельзя не упомянуть и проблему устаревания учительских кадров в образовании. Привлечение молодых педагогов в школы – очень важная и трудоемкая задача. На сегодняшний день только единицы из выпускников педагогических вузов идут преподавать в школы. Для того чтобы молодые люди устраивались на работу в школы, должны быть созданы привлекательные условия.
Таких условий можно достичь, снизив бюрократическую нагрузку на учителей и установив единый федеральный оклад в размере 75 тысяч рублей за одну ставку, как предлагает партия «Новые люди». У нас есть аналитика по всем регионам и четкие методики расчета новой системы оплаты труда учителей, которые могут кардинально изменить ситуацию. Мы понимаем, насколько важно разработать целый комплекс мер, который позволит постепенно увеличить благосостояние учителей и привлечь молодых специалистов в школы по всей стране.
Считаю важным акцентировать внимание на том, что престиж профессии учителя для нашей страны должен иметь не меньшее значение, чем укрепление ее обороноспособности. Ведь на учителе ответственность за будущие поколения, а значит, и за будущее страны.