Сначала о том, в чем я согласен с разработчиками законопроекта.
Во-первых, действительно, с дистанционным обучением связаны организационно-технические проблемы из-за ограничений в доступности интернета, ноутбуков и гаджетов, особенно когда в семье один компьютер на несколько детей.
Во-вторых, «удаленка» выявила недостаточный уровень подготовки учителей и отсутствие современных методических материалов.
В-третьих, особый блок проблем, который требует более пристального внимания от управленцев в сфере образования, Роспотребнадзора, Минздрава, касается психологического и физического здоровья детей. Речь идет о соблюдении нормативов безопасности дистанционного обучения, а также о целенаправленной работе над развитием внимания и саморегуляции, особенно у школьников младшего возраста. Если в школе учитель на уроке контролирует обучение ребенка и отвечает на его вопросы, то в домашней обстановке многие дети расслабляются и отвлекаются на посторонние вещи.
Детям нужно, чтобы взрослый ими в той или иной мере руководил. И, к сожалению, к занятиям детей в онлайн-режиме дома многие родители просто не были готовы.
На круглых столах, инициированных мною в Челябинской, Пермской и Томской областях, в числе основных проблем дистанционного обучения участники называли увеличение нагрузки на преподавателей, студентов и учеников, снижение качества обучения из-за отсутствия очного взаимодействия между ними.
Во время дистанционного обучения учителя столкнулись с увеличением объема проверок, с которыми многие не справлялись, что приводило к нарастанию напряженности в учительской среде.
Кроме того, часть педагогов отмечала, что дистанционное обучение ставит под сомнение объективность оценивания контрольных работ, потому что в домашних условиях дети могли списать и где-то подсмотреть готовые ответы. Об этом свидетельствуют результаты исследования РАНХиГС, согласно которым больше 40% учителей считают, что оценивать учеников в условиях дистанционного обучения очень сложно из-за ограниченных возможностей контроля.
Но, несмотря на все это, я могу отметить несомненные плюсы дистанционного формата обучения.
Дистанционная форма расширяет возможности для обучения школьников и студентов в период болезни, а также повышает доступность качественного образования независимо от места проживания.
В то же время я поддерживаю Сергея Миронова в том, что дети оказались заложниками плохо организованного процесса онлайн-обучения.
Эти проблемы существенно снизили качество образования. Именно поэтому необходимо найти инструменты и методы, которые позволят компенсировать или решить выявленные негативные факторы. Но это понимание не должно вести нас к полному отказу от такого формата работы ни в школе, ни тем более в колледжах и вузах.
Получилось так, что в современном мире с высоким уровнем развития цифровых технологий мы стали свидетелями неподготовленности и детей, и взрослых к работе в формате «удаленки». Поэтому сегодня важно сделать выводы о том, как усовершенствовать эту систему, чтобы при необходимости она могла быть полноценно использована. Здесь, мне кажется, мы не должны впадать в крайность, вводя запретительные меры на законодательном уровне.
В целом дистанционный формат – это новая реальность, которую необходимо принять и приспособиться к ней даже после стабилизации эпидемиологической ситуации. Например, такой формат позволяет детям из сельской местности учиться у педагогов из ведущих школ, техникумов и вузов.
Это не только создает широкие возможности для повышения уровня конкурентоспособности и доступности образования, но и ставит перед органами государственной власти и учебными заведениями ряд серьезных задач, одной из которых является повышение качества онлайн-образования. Необходимо активизировать работу по разработке новых методических пособий, по обучению педагогов использованию новых способов и инструментов преподавания в дистанционном режиме при отсутствии очного взаимодействия. Без этого традиционные способы преподавания и нынешние образовательные программы не способны в полной мере обеспечить надлежащий уровень освоения знаний и компетенций. Необходимо принять управленческие решения для того, чтобы в ситуации вынужденного отсутствия очного взаимодействия между преподавателем и студентом, учителем и учащимся дистанционное обучение могло быть действительно интересным, запоминающимся и эффективным. Здесь многое зависит от самого преподавателя и его заинтересованности, от его психологической готовности использовать информационные технологии, новые передовые инструменты и методы преподавания. В совокупности все эти факторы могут в той или иной степени компенсировать отсутствие очного взаимодействия, но при условии, что сами учащиеся и студенты будут проявлять активность и поддерживать своих преподавателей в сложившихся условиях.
Можно с уверенностью прогнозировать, что дистанционное обучение в той или иной степени будет с нами теперь всегда. Даже когда пандемия закончится, какая-то часть обучения так и останется дистанционной. И это нормально.
Убежден, что смешанное обучение является эффективным методом, позволяющим повысить качество образования.
Поэтому я не могу поддержать законопроект партии «Справедливая Россия – за правду».