Работа экспертного клуба «Норма и деятельность» в прошлом году завершилась блистательным выступлением директора московской школы «Класс-центр» Сергея Казарновского.
Героем первого в этом году заседания клуба стал Заслуженный учитель РФ, академик РАО, автор книг «Педагогический декамерон», «Беспощадный учитель», «Искусство просвещать», директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. Этой школой он руководит уже более 40 лет.
Вскоре после вступления в должность, в 1981 году, тогда еще молодой и неизвестный педагог приступил к реализации адаптивной модели по интегрированному обучению детей с отклонениями в развитии. С 1991 года школа № 109 была преобразована в экспериментальный комплекс, в состав которого вошли детский сад, начальная, основная и старшая школы, досуговый центр, медико-психологический лицей. В ней была развернута система дополнительного образования, которая в настоящий момент включает в себя театральную студию, школу ремесел, творческое объединение путешественников, конно-спортивный клуб и так далее.
Основной принцип работы адаптивной школы заключается в том, что не ребенок должен приспосабливаться к школе, а самому учебному заведению следует максимально учитывать способности и увлечения учащихся и разрабатывать специальные программы.
С 2013 года по инициативе Евгения Ямбурга реализуется проект «Учим.Знаем». Его идея и цель – создание современной образовательной среды и подготовка команд педагогов для работы в стационарах, где проходят длительное лечение тяжело больные дети. В проекте принимают участие около 50 школ на базе больниц в российских регионах.
Творчество против регламентов, или Нормы с вариациями
Свое выступление Евгений Александрович начал с демонстрации мультфильма Гарри Бардина «Болеро», суть которого – в отрицании шаблонов. Краткое содержание можно описать так: некая машина производит одинаковых людей, которые шагают строем, не смея выйти за пределы огороженной территории, но из дружно марширующих рядов неожиданно на волю вырывается дерзкая пара – мужчина и женщина. Они наслаждаются свободой, бегают по лужайке, срывают цветы, остальные перестают маршировать и с завистью наблюдают за ними. Однако очень скоро их свободе приходит конец, их заковывают в наручники и возвращают в общий строй, а для предупреждения подобных случаев бегства устанавливают забор с решетками. И все-таки отчаянной паре удается вырваться на волю: в финале поучительного мультфильма они, взявшись за руки, как герои с известного полотна Марка Шагала, улетают в небо и обретают свободу…
Этот мультфильм задал главную тему обсуждения – шаблонизация образования, регламентация педагогической деятельности, диктатура показателей и как противопоставление им – творческие, индивидуальные подходы, ломающие стереотипы. «В такой разнообразной стране подходы к преподаванию одного и того же предмета не могут быть одинаковыми. Например, о завоевании Иваном Грозным Казани нужно по-разному рассказывать в Казани и в Москве. Все это требует гибкости и диалога, умения слышать оппонента, уважать другую точку зрения. Вот что нам сегодня нужно как никогда», – убежден Евгений Ямбург.
Стремление к регламентации проникло даже в сферу воспитания.
«Нам все время пытаются задать образ ученика, с помощью стандартов, программ загнать ребенка в некое прокрустово ложе. Но мир сегодня настолько разнообразен, что заданный заранее образ мешает ребенку развиваться по собственному пути. В то же время есть дидактика воспитания и нормы, которые ребенок должен освоить», – отметила член-корреспондент РАО, руководитель проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания» Наталья Селиванова.
Евгений Ямбург подчеркнул, что он не противопоставляет нормы и вариативность подходов. По его мнению, «дети должны понимать, что есть правила, которые нельзя нарушать никогда и ни при каких обстоятельствах».
«Умелая, мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная»
Однако задачи воспитателя в условиях XXI века сложнее установленных норм.
«С одной стороны, мы должны воспитать человека, обладающего современными компетенциями (финансовая грамотность, английский, водительские права), с другой стороны, умелая, мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная», – констатировал Евгений Ямбург.
Кто-то из участников дискуссии задал ему вопрос: «По-прежнему ли “совесть, благородство и достоинство” являются главными ориентирами в воспитании?»
Ямбург ответил на этот вопрос положительно, ведь эти ценности никогда не устареют, но жизнь не стоит на месте и предъявляет все новые требования.
«В ближайшем будущем нам потребуются люди с огромной степенью внутренней свободы и ответственности, потому что раб не способен принимать самостоятельные решения», – подчеркнул Евгений Ямбург.
По его мнению, в воспитании не должно быть запретных тем, и пуританство здесь неуместно.
Как писал великий Януш Корчак, «школа стоит не на Луне», поэтому с детьми надо вести откровенный разговор обо всех проблемах, не исключая тему смерти.
Школа Ямбурга тоже «стоит не на Луне», в ней учатся разные дети, в том числе склонные к суициду.
Евгений Александрович рассказал об одном случае, который произошел в его школе: девочка совершила попытку покончить с собой из-за несчастной любви.
В качестве лекарства известный педагог предложил ей попробовать свои силы в качестве волонтера в одной из онкобольниц, где лечатся дети с тяжелыми заболеваниями.
И после общения с детьми, которые борются за жизнь и во время сеансов химии сдают экзамены по нескольким школьным предметам, собственная проблема показалась ей совершенно пустяковой.
Каким должен быть современный учитель?
Важно то, что Евгений Ямбург никогда не навязывает свою волю и авторитетное мнение ни педагогическому коллективу, ни детям, и все события, происходящие в школе, обсуждаются вместе с детьми, их инициативы и предложения всегда принимаются во внимание, несмотря на их порой экстравагантность.
Так, большим успехом пользовался проект «Пироги моей бабушки», участвуя в котором, ученики приносили в школу кулинарные творения своих мам и бабушек, а заодно рассказывали о национальных традициях своей семьи.
Необычно отпраздновали в прошлом году и юбилей школы, на котором вместо скучных речей и официальных церемоний дети устроили карнавал, переодевшись в героев пушкинских произведений, и читали стихи поэта, в том числе и те, которые не изучаются в школьной программе.
Понятно, что в такой уникальной школе должны работать педагоги с нестандартным мышлением.
Поэтому участники клуба задавали Евгению Александровичу вопросы о том, по каким критериям он отбирает учителей.
Как выяснилось, эти критерии расходятся с общепринятыми.
Так, Евгений Ямбург рассказал о том, что несколько лет назад он принял на работу выпускницу педвуза, которая в совершенстве владеет немецким. Однако ее познания в этой области его интересовали меньше всего, а главным образом привлекло то, что немецкий она выучила в течение пяти лет, проведенных ею в онкологической клинике в Германии.
Для Евгения Ямбурга самым важным оказалось то, что опыт этой девушки – «зримый пример того, как можно выстоять в сложных обстоятельствах».
Сегодня она возглавляет подразделение по реабилитации онкобольных детей, в общении с которыми огромное значение имеет оптимистический настрой.
Конечно, далеко не всем учителям подойдет такой вид деятельности, некоторым лучше работать с обычными детьми. Правда, обычные – не значит стандартные, поскольку, как известно, число детей с различными отклонениями и особенностями развития неуклонно растет.
На идеях индивидуализации и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию основан профессиональный стандарт, над созданием которого трудится Евгений Ямбург, начиная с 2013 года.
«Мало быть физиком, химиком, математиком, надо знать основы медицины, дефектологии, психологии, культурологии. При этом от педагога не требуется, чтобы он ставил диагнозы, но он должен разрабатывать разные программы для разных детей», – убежден Евгений Ямбург.
Еще одна важная компетенция педагога – его кругозор.
«Чем шире культурный бэкграунд учителя, тем успешнее он преподает свой предмет, в том числе физику и математику. Учитель должен жить полноценной жизнью, иначе он будет неинтересен детям», – таков один из принципов директора уникальной школы.
Иногда ему приходится перевоспитывать своих учителей, но делает он это ненавязчиво и с юмором.
Так, например, выяснилось, что молодой учитель информатики – прекрасный специалист в своей сфере – не знаком с творчеством Чехова.
Узнав об этом, Евгений Александрович не ругал, не упрекал его за такое невежество, а просто подарил ему книги великого классика.
«Во время дистанта мы воспитывали не только детей, но и родителей»
Конечно, в разговоре с Евгением Ямбургом участники клуба не могли обойти вниманием одну из самых злободневных тем – дистанционное обучение.
Евгений Александрович убежден: учителя – такие же герои пандемии, как врачи.
«Учителям было трудно – они создавали в считанные часы контент, еще и в нескольких классах. Конечно, сутками люди работали», – отметил он и даже вспомнил эпизод, когда муж одной учительницы пожаловался ему, что он разрушает семью, поскольку его жена работает днем и ночью.
Изменилась и роль родителей. Если раньше они были простыми контролерами, которые время от времени проверяли успеваемость своих детей, то во время дистанционного обучения им пришлось погрузиться в содержание образования: ведь уроки проходили буквально у них на глазах.
Одновременно с детьми надо было воспитывать и их родителей.
Например, нередко педагоги становились свидетелями того, как на онлайн-занятиях присутствуют расслабленные домашней обстановкой ученики в пижамах и на заднем плане – папы в семейных трусах. Поэтому приходилось делать замечания и тем и другим.
Если же говорить серьезно, то, по мнению Евгения Ямбурга, многие излишне драматизировали ситуацию с дистантом: по опыту своей школы он убедился в том, что качество знаний не снизилось, и дети даже лучше сдавали экзамены, чем до пандемии. Он объясняет это тем, что ученики с расстройством аутистического спектра и просто интроверты, которые раньше стеснялись отвечать в больших классах, в чате с учителем проявляли небывалую активность. Помогло и применение методики формирующего оценивания, при которой практиковался самоконтроль детей по заданным критериям.
В то же время, по собственному признанию Евгения Ямбурга, он не является фанатом дистанционного обучения, его идеал – это разумное сочетание очных и онлайн-занятий.
В каких-то случаях без живого общения с учителем невозможно обойтись, в каких-то ситуациях (рутинные процедуры, тренинг определенных навыков) больше подходит дистант.
«Эти два формата обучения, как два плеча коромысла, уравновешивают друг друга», – считает он.
В поисках баланса: субъектность и переговоры
Подводя итоги обсуждения, ректор МГПУ Игорь Реморенко констатировал, что жесткие и однозначные модели в современном образовании не работают, поэтому следует искать баланс между общей нормой и ее вариациями.
В качестве примера он привел регулирование Роспотребнадзором меню школьных столовых, когда от директора требуют использовать только определенные виды продуктов.
«Но если мы посмотрим на опыт других стран, например на регулирование питания в Европе, то там школьные администраторы должны изучить культурные предпочтения семьи, а также медицинские показания, которые есть у ребёнка, и после этого сформировать соответствующее меню, а потом ему следовать. В данном случае контроль за питанием предполагает субъектность и переговоры. И, наверное, на этих принципах должна строиться норма в образовании, а не на детальном соблюдении заранее прописанных требований», – подчеркнул Игорь Реморенко.