Учиться пять лет, чтобы получить диплом: родителям кажется, что это отличная идея, а для детей – это пытка. Все чаще в семьях возникают ситуации, когда ребенок отказывается идти по маршруту «школа – вуз – работа». Почему так происходит и стоит ли родителям настаивать на поступлении в институт? Мы попросили прокомментировать этот вопрос члена общественного совета при Рособрнадзоре и почетного работника сферы образования РФ Зою Макаровскую.
Наш мир стремительно меняется, и каждое поколение придерживается тех норм поведения, которые были актуальны на момент его становления. Конфликт современной молодежи и их родителей связан с разным мировоззрением и системой ценностей, а не с желанием или нежеланием получать образование. У нескольких поколений могут быть точки пересечения, но ценностное ядро – это существенное отличие, которое разделяет старших и младших.
Ценность поколения родителей – устойчивость: свое жилье и диплом – то есть свидетельство о квалификации. От государства они хотят гарантий минимального, но стабильного содержания на пенсии.
Ценность поколения детей – ликвидность и простота. Ликвидно только то, что можно превратить во впечатления и изменения. Все неликвидное не имеет значения, в том числе высшее образование.
Молодые люди создают новые ценности и связывают их с реальностью через собственные стратегии поведения.
Немного психологии
Взрослые готовы платить рутиной за чувство устойчивости. В этом смысле позднесоветская и раннеперестроечная протестная субкультура – русский рок и так далее – по мировоззрению совпадают с основной культурой. Стремление к стабильной жизни и протест – это две стороны одной медали. Люди хотят устойчивости, но протестуют против рутины, не всегда осознавая, что это цена, которую приходится платить.
Высшее образование гарантирует лучшую жизнь: для родителей это очевидно и подтверждено опытом. Поколение же детей видит, что за их короткую жизнь рождаются и умирают целые профессии – они не верят в реальность любых профессиональных гарантий.
Выучиться один раз, чтобы потом работать всю жизнь на одном месте за невысокую порой зарплату, в их понимании просто невозможно.
С точки зрения психологии между поклонниками Александра Градского или Лаймы Вайкуле гораздо больше точек пересечения, чем у них с современным поколением, которое слушает рэпера Фараона или Хаски. И эти различия между поколениями абсолютно фундаментальны. Из одинаковых исходных данных они делают прямо противоположные выводы. Для решения вопроса с образованием стороны должны найти точки соприкосновения, но проблема выглядит так, как будто их просто нет. Дети и родители спорят не о конкретных фактах, а об абстрактных принципах и ценностях. Взрослым чужды и непонятны стратегии молодых людей. Они считают, что отказ от высшего образования угрожает благополучию семьи и безбедной старости.
Почему раньше не было острых конфликтов на почве образования?
В XX веке любой стандартный вуз давал возможность человеку достичь предельного культурного и образовательного уровня. Высшее образование гарантировало, что люди, получившие его, будут мыслить одинаково и разделять общие ценности, поэтому резкие разногласия были фактически невозможны.
Предыдущее поколение конфликтовало со своими родителями по другому поводу: музыка, предпочтения в одежде и так далее. Конфликтов из-за образования и дипломов практически не было.
Сейчас все немного иначе. Поколение родителей находит выход из внутренних кризисов через усложнение. Чем сложнее – тем ценнее. Культура 1980-х – 90-х – это культура высоколобых интеллектуалов, интровертов с богатым внутренним миром. А современная молодежь – социальная, им важно взаимодействие и впечатления. Молодые люди не самовыражаются, как может казаться, а вписываются в происходящие вокруг них события, которые меняются с бешеной скоростью. И разногласия на уровне ценностей порождают конфликты на тему образования.
Нужно ли решать проблему?
Стоит ли убеждать детей в их неправоте? Нет. Решить проблему можно только с помощью действий, которые помогут поколениям понять друг друга. Но это потребует усилий с обеих сторон.
Поколению родителей придется отказаться от своих прежних требований и установок. Необходимо переходить от разговоров о принципах к разговорам о фактах и согласиться с тем, что диплом – это только бумага.
Вузы больше не обладают монополией на интеллект. Профессия, которую может освоить вчерашний школьник за 3–6 месяцев, уже сегодня позволяет получать доход выше, чем у представителя поколения родителей с высшим образованием и двадцатилетним стажем.
Детям же придется пойти навстречу в том, что будущее так же важно, как и настоящее. Цели, которые мы преследуем, не менее важны, чем впечатления, которые можно получить в процессе их достижения.
И обоим поколениям придется согласиться с тем, что ни первые, ни вторые не обладают монополией на истину: ни в плане трактовки смысла жизни, ни в плане пути его извлечения.