Таков был главный вывод участников слушаний в Общественной палате РФ, посвященных состоянию и проблемам частного сектора образования. Заседание состоялось 5 августа.
Негосударственное образование развивается в России с начала 1990-х, однако отношение к нему в обществе за прошедшие годы не сильно изменилось: в основном частное образование считается привилегией богатых, хотя на самом деле это не всегда соответствует действительности.
Статистика, представленная в докладе советника Аналитического центра правительства РФ Инны Каракчиевой, свидетельствует о том, что за последние 10 лет происходил рост доли негосударственных организаций и обучающихся в них в системе российского образования. Но есть тревожные тенденции, которые мешают успешно развиваться этой отрасли.
Доля частных детских садов (включая ИП) увеличилась с 0,89% в 2010 году до 6% в 2019 году. Резкий скачок произошел в 2016–2019 годах благодаря мерам государственной поддержки вариативных форм негосударственного дошкольного образования, включая ИП. Однако на 1 января 2021 года показатель снизился с 6% до 5,4% из-за последствий пандемии. Если же исключить из статистики ИП, то доля негосударственного сектора в дошкольном образовании уменьшится до 2,5%.
По словам Инны Каракчиевой, в целом накопительный негативный эффект ковидных факторов может привести к сокращению частного сектора в дошкольном образовании на конец 2021 года и начало 2022 года.
Что касается негосударственных школ, то зафиксирован их рост, но более спокойный по сравнению с дошколкой.
Так, доля частных школ в системе общего образования увеличилась с 1,38% в 2010 году до 1,9% в 2021 году. Доля обучающихся не достигает и 1% от общего контингента.
По аналогии с детскими садами в этой сфере наблюдался количественный скачок в период с 2016 по 2019 годы, однако, по прогнозам Инны Каракчиевой, судя по первому кварталу 2021 года, отмечается тенденция снижения. И это несмотря на меры государственной поддержки, предусмотренные в связи с пандемией в том числе и для частных школ.
По мнению Инны Каракчиевой, потенциал негосударственных школ не реализуется в полной мере: более половины из них – это те, кто оказывает услуги, связанные с углублённым изучением отдельных предметов.
«Это особый сегмент, дающий определенное количество олимпиадников, победителей соревнований, мы видим это. Значит, это те результаты, которые можно предъявить общественности, государственным органам власти, чтобы поддержать эффективность наиболее успешно работающих школ частного сектора», – подчеркнула эксперт.
Распределение частных школ неравномерно на территории РФ. Наибольшая их концентрация отмечается в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. В последнем глобальный рывок произошел за последние 5 лет, причем это касается не только школ, но и всего негосударственного сектора, включая детские сады, СПО, вузы, систему дополнительного образования.
Самый главный фактор, определяющий эту ситуацию, – покупательная способность населения.
Однако настораживает то, что доля родительских средств в общем объеме доходов частных образовательных организаций неуклонно растет с 2015 по 2020 годы.
За указанный период в частных школах и детских садах этот показатель увеличился с 56% до 60%, в то время как доля средств из бюджетов разного уровня (главным образом из региональных) повысилась несущественно: с 22% в 2015 году до 24% в 2020 году.
В сфере СПО скачок родительских трат за тот же период еще заметнее: с 62,2% до 84%, зато увеличение бюджетных расходов значительно меньше по сравнению с общим образованием: с 0,4% в 2015 году до 2,4% в 2020 году.
По мнению Инны Каракчиевой, рост доли родительской оплаты – это «очень нехорошая тенденция», но можно ли и дальше эксплуатировать этот фактор?
Статистика дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Объем платных образовательных услуг в расчете на душу населения снизился с 4748 рублей в 2019 году до 4413 рублей в 2020 году.
То есть сейчас можно говорить об экономии семей на платных образовательных услугах под влиянием пандемии и о недостаточном внимании региональных и муниципальных властей к сфере частного образования.
Аналитический центр при правительстве предлагает ряд мер для развития негосударственного сектора – от механизмов поддержки семей с детьми до создания равных условий для государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе в вопросах налогообложения, доступа к государственному заказу и субсидиям на предоставление соответствующих услуг.
«Мы против какого-то особого отношения. Мы за то, чтобы были созданы равные конкурентные условия, и в этой равной конкурентной борьбе учитывались бы те достижения, которые есть у образовательных организаций. То есть наиболее эффективные, успешные могли бы получить дополнительные ресурсы бюджетные, дополнительные механизмы с учётом тех достижений, которые есть», – подчеркнула Инна Каракчиева.
Она призвала объединить усилия частных образовательных организаций, производителей учебного оборудования и цифровых платформ для создания единой стратегии, отражающей те задачи, решение которых они готовы взять на себя.
По ее мнению, такая совместная деятельность могла бы продемонстрировать государству рентабельность поддержки частного сектора. Пока же его место не обозначено ни в региональных программах развития на ближайшую перспективу, ни в нацпроекте «Образование», в котором упоминается лишь о государственно-частном партнерстве.
В слушаниях принял участие омбудсмен в сфере образования Амет Володарский, который рассказал о системных проблемах в сфере негосударственного образования. Мы попросили его прокомментировать итоги мероприятия.