Что происходит? // Статья

Почему эмоции важнее денег

Новость о том, что с 1 сентября в школах введут уроки по финансовой грамотности и кибербезопасности, открыла дискуссию в экспертных и родительских кругах. Наш колумнист Нина Добрынченко-Матусевич считает, что эмоциональная грамотность важнее, чем финансовая.

Почему эмоции важнее денег
Фото: fishki.net

Понятно, что идея обучения детей финансам и безопасности возникла на фоне преступлений и мошенничества, которые в последнее время выросли в десятки раз. Но давайте разберемся – как в большинстве случаев люди попадаются в сети обманщиков? Во-первых, на страхе. Во-вторых, на стрессе. А это, совершенно очевидно, – следствие эмоциональной безграмотности и неумения регулировать свое состояние.

Что такое эмоциональная грамотность?

База эмоциональной грамотности – четыре навыка:
  1. Навык осознавать свои эмоции в момент, когда вы их испытываете, и не пережёвывать уже случившееся, пропуская реальную жизнь.
  2. Умение оставлять воздух между стимулом и эмоциональной реакцией, чтобы осмыслить ваши ценности и дать взвешенный ответ.
  3. Способность чувствовать других людей, дающая шанс на развитие через взаимодействие.
  4. Понимание социального контекста, регулирующее то, как вы появляетесь и как контактируете с окружением.

Елена Хлевная, председатель правления Российской ассоциации профессионалов в области развития эмоционального интеллекта (АПРЭИ), соавтор книги «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»:

«Что нужно делать, чтобы развить эмоциональный интеллект у ребенка?

В первую очередь нужно научиться обращать внимание на свои эмоции и эмоции окружающих. Необходимо, чтобы ребенок мог различать эмоции, понимал, чем одна эмоция отличается от другой.

В нашей культуре не очень принято обращать внимание на это. Важно размышлять над эмоциями, над причинами их возникновения и, конечно, поддерживать ребёнка.

Важно, чтобы учителя обращали внимание не только на эмоции детей, но и на свои.

Что чувствует учитель, когда он входит в класс? Он боится детей, они ему интересны, они его раздражают? Почему учитель испытывает эти эмоции?

Педагогу нужно научиться фокусироваться на своих эмоциях, замечать эмоции детей, использовать ресурс эмоций для поддержки.

Если мы научимся дружить со своими эмоциями и научим этому детей, то, конечно, стрессовых ситуаций будет меньше, и дети вырастут более гибкими, адаптивными, социально успешными», – высказала свое мнение эксперт.

Я, конечно, не скажу, что финграмотность вовсе не нужна моим детям. Конечно, важно и нужно уметь считать деньги, знать современные инструменты накоплений, инвестирования и вот это все. Но я бы хотела все-таки, чтобы такие навыки шли в совокупности с так называемыми soft skills, «мягкими навыками», такими как эмоциональный интеллект. Причем желательно, чтобы были инструменты научного тестирования этих навыков и инструменты обучения и развития.

«Вести образования» писали ранее о том, что российские ученые получили право на использование первой в нашей стране научно обоснованной объективированной методики диагностики MSCEIT-YRV.

Уроки эмпатии в Дании

В Дании детей учат эмпатии начиная с детского сада. На протяжении последних семи лет Данию признают самой счастливой страной мира. Кроме этого Дания славится комфортными условиями для жизни родителей с детьми, а также своим подходом к обучению детей.

Так, например, в датских школах есть уроки эмпатии – и по ним надо даже домашку делать.

Мы часто говорим о том, как важно развивать эмоциональный интеллект, эмпатию и саморегуляцию – это полезно для психологического здоровья человека, а еще помогает ему строить здоровые отношения с другими людьми, достигать своих целей и быть счастливее.

В Дании вопрос эмоционального развития решили не пускать на самотек, а потому уже начиная с детского сада датские дети изучают эмоции, учатся их распознавать, доносить их до окружающих и поддерживать друг друга.

Как развивают эмоциональный интеллект детей в Швейцарии и Италии

В Швейцарии считается, что ЭИ можно и нужно развивать на разных уроках, включая даже уроки математики. Практика подтверждает, что так можно научить детей эмоциональной гибкости и научить смотреть на предмет с разных точек зрения.

В Италии на уроках по искусству и живописи детей учат определять эмоции в картинах, скульптурах, учиться проживать эмоции, улавливать эмоциональную среду вокруг. Эти занятия помогают детям научиться проживать эмоции, а также делать выводы о том, как ими можно управлять и грамотно использовать.

И в той, и в другой стране существуют уроки для дошкольников в эмоциональном театре, на которых малышей с трех лет учат осознавать свои эмоции, распознавать их друг у друга на примере героев сказок или рассказов, определять причины возникновения эмоций, а главное, управлять ими.



Новости





























































Поделиться