Учителя // Колонка

«Можно изучить все закономерности педагогической науки и при этом не обладать навыками общения с ребёнком»


«Можно изучить все закономерности педагогической науки и при этом не обладать навыками общения с ребёнком»
Иллюстрация: flipboard.com

Минпросвещения России утвердило и разработало программу «Учитель будущего поколения России».

Программа предусматривает четыре главных направления.

Первое – создание в педагогических вузах технопарков. По сути, речь идёт о том, чтобы обеспечить педвузы современным оборудованием, которое есть в передовых школах. Это правильно. Нелепо, если выпускник приходит в школу и впервые видит новую технику.

Второе – это повышение профессионального мастерства и, соответственно, система наставничества опытных учителей над молодыми. Тоже правильно хотя бы потому, что, согласно Константину Ушинскому, педагогика не столько наука, сколько искусство.

Можно изучить все закономерности педагогической науки и при этом не обладать навыками общения с ребёнком. Напротив, бывают гении общения, которые педагогических законов не изучали, но с детьми взаимодействуют успешно.

Профессиональное мастерство не то же самое, что теоретическая оснащённость.

Третье. Создание 5 тысяч профильных педклассов к 2024 году. И это направление мне представляется правильным, потому что далеко не факт, что абитуриент, лучше сдавший ЕГЭ, станет лучшим учителем. Напротив, как и в случае с медициной, не исключено, что, придя в педвуз, а тем более в школу, он обнаружит, что это совсем не его призвание.

И четвёртое – увеличение контрольных цифр приёма в педагогические вузы на 1500 абитуриентов. И с этим можно согласиться, учитывая, что педагоги в большинстве регионов России всё больше оказываются в дефиците. Однако зададимся вопросом: позволят ли эти меры преодолеть нарастающий кадровый кризис в российской школе? Ответ очевиден – нет. Тому есть как минимум две причины.

Первая. Речь идёт о программе поддержки 33 педагогических вузов России. Между тем к началу 1990-х годов их было около ста. Подавляющее большинство педагогических вузов теперь присоединены в лучшем случае к классическим университетам, а в худшем – к вузам совершенно другого профиля. Их новая программа не коснётся, а они готовят бОльшую часть российских учительских кадров.

Второе и главное. На всю модернизацию педобразования выделяется 10 миллиардов рублей за два года. Это, конечно, лучше, чем ничего, но несерьёзно думать, что на такие деньги можно решить вопросы российского педобразования и тем более школы.

Напоминаю, что в подавляющем большинстве регионов дефицит педагогических кадров возрастает с каждым годом. Если верить данным Общероссийского народного фронта, Указ президента от 2012 года исполнен только в 10 регионах из 85. Вот там такая программа и даст наибольший результат. В других случаях увеличение набора педагогических специальностей не будет покрывать утечку людей из современной школы.

По данным того же народного фронта, при опросе 1300 учителей 44% заявили, что в их школах не хватает математиков, 39% – учителей иностранного языка, 30% – учителей русского и литературы, 26% – учителей начальных классов.

И если не будут приняты радикальные меры по повышению статуса педагогического работника, кадровый кризис в стране неизбежен, как бы мы ни увеличивали число абитуриентов.

Статус же складывается из двух вещей: это материальная составляющая и престиж. Но и престиж профессии учителя заметно упал, мы это понимаем, глядя на социологические опросы. В этом смысле как раз можно было воспользоваться опытом конца 80-х годов, когда лучших творческих российских учителей приглашали на телевидение и они собирали аудитории, сопоставимые с теми, которые сейчас собирают разного рода шоумены.

В апреле «Единая Россия» провалила законопроект, направленный на повышение базовой ставки педагогических и медицинских работников.

А в настоящее время в Государственной думе теперь уже следующего созыва будет рассматриваться наш законопроект о повышении статуса педагогических работников. Нам говорят, что денег на педагогов в стране нет, однако нам прекрасно известно, что так называемый Фонд национального благосостояния составляет порядка 14 триллионов рублей и даже увеличился во время пандемии. Остаётся напомнить известный афоризм: «Тот, кто экономит на школах, разорится на тюрьмах».



Новости





























































Поделиться