Образовательная политика // Колонка

У образовательных организаций судьба мамонтов?


У образовательных организаций судьба мамонтов?
Иллюстрация: Яндекс.Дзен

Кризис как особое явление периодически случается в любой системе управления, в том числе и в системе управления образованием, которая сейчас переживает кризис.

Последний такой кризис в системе имел место в период примерно конца нулевых годов, когда был исчерпан потенциал прежней модели управления образованием.

С преодолением кризиса были связаны реформы статуса образовательных организаций, в результате которых преобладающая их часть стала бюджетными учреждениями. Кроме того, для этого периода были характерны изменения, которые касались прежде всего образовательных организаций.

Тогда были реализованы следующие реформы: утверждение новых федеральных образовательных стандартов, внедрение механизмов общественного управления на уровне образовательных организаций, установление новой системы государственной регламентации образовательной деятельности, трансформация системы оплаты труда в образовательных организациях, появление новых видов образовательных организаций, например национальных исследовательских университетов и другие решения.

По сути, основной акцент управления был перенесен на перестройку образовательных организаций. Все эти направления были отражены во вступившем в силу в 2013 году Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Принятие закона стало своего рода завершением кризиса системы управления образованием и переходом ее в стабильную стадию.

Завершение стабильной стадии развития системы образования в настоящее время следует связывать с цифровизацией, проявляющейся в частности в виде широкого внедрения цифровых платформ в образовательный процесс.

Нил Срничек в книге «Капитализм платформ» определяет цифровые платформы как цифровые инфраструктуры, которые позволяют двум или более группам взаимодействовать, в силу чего платформы позиционируются как посредники, соединяющие между собой различных пользователей– покупателей, рекламодателей, поставщиков услуг и товаров, производителей и даже физические объекты.

Наиболее удачное, на наш взгляд, в применении к сфере образования определение цифровых платформ содержится в разделе 2 Методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, утвержденных распоряжением Министерства просвещения РФ от 28 февраля 2019 года № Р-16 (См.: СПС «Гарант»). Термин «цифровая платформа» определяется как набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра опережающей профессиональной подготовки и позволяющих реализовывать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений.

Таким образом, цифровая платформа как особого рода сущность позволяет соединять и эффективно использовать технологический и коммуникационный элементы образовательного процесса. При этом в рамках деятельности цифровой платформы это соединение происходит более эффективно по сравнению с образовательными организациями.

Внедрение цифровых платформ в сферу образования происходит отчасти благодаря вызванному эпидемией процессу распространения дистанционных образовательных технологий.

Однако распространение цифровых платформ в сфере образования представляет собой самостоятельный процесс, вызванный глубинными объективными причинами, связанными с трансформацией социально-экономической системы. Развитие многих цифровых платформ в сфере образования – «ЯКласс», «Фоксфорд», «Edu.Skyeng» и других – имело место и до эпидемии. При этом такого рода развитие связано в том числе с тем, что образовательная организация как институция сама по себе не может полноценно решать задачи, связанные с цифровизацией образования.

В связи с этим в настоящее время цифровая платформа постепенно переводит на себя функции образовательной организации в образовательном взаимодействии с учениками.

Как происходит внедрение цифровых платформ в сферу образования:

  • цифровая платформа позволяет в автоматическом режиме формировать, заимствовать и обеспечивать использование в образовательной деятельности интерактивного электронного контента по всем учебным предметам и таким образом устраняет необходимость в поставках учебников, наглядных пособий и т.д.;
  • цифровая платформа все больше и больше обеспечивает коммуникации обучающихся с педагогическими работниками. В ситуации полного перехода на дистанционное обучение все коммуникации обучающихся с педагогическими работниками осуществляются посредством платформы;
  • цифровая платформа в состоянии обеспечить коммуникации между участниками образовательного процесса – обучающимися, родителями, учителями, администраторами по вопросам организации образовательного процесса;
  • цифровая платформа может выступить технологической базой для разработки и реализации образовательной программы в дистанционной или гибридной форме. В связи с этим цифровая платформа может обеспечить взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с органами по контролю и надзору в сфере образования. Такого рода взаимодействие предполагает то, что сама цифровая платформа формирует необходимую отчетную документацию, обеспечивает ее экспертизу и в автоматическом режиме передает ее в соответствующие органы;
  • цифровая платформа выступает в качестве основного элемента информационной образовательной среды организации, выполняющего функции по информационно-методическому сопровождению образовательной деятельности. В частности, платформа может интегрировать и адаптировать самые разнообразные ресурсы, используемые в образовательном процессе, включая компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде;
  • цифровая платформа может обеспечить участие работников образовательной организации в образовательном процессе, в том числе обеспечить повышение их квалификации, начисление заработной платы, оформление документов, связанных с трудовыми отношениями работников образовательной организации в дистанционной форме;
  • цифровая платформа может интегрировать в себя искусственный интеллект, который, в свою очередь, порождает множество возможностей по совершенствованию образовательной деятельности, в частности возможности по обеспечению заключения без участия человека договоров, смарт-контрактов и других.

Все это свидетельствует о наличии устойчивого тренда на снижение роли образовательной организации в образовательном отношении. По сути, образовательная организация постепенно превращается в функциональную «оболочку» или в виртуальное юридическое лицо, смысл существования которого сводится к формированию условий для ведения образовательного процесса посредством предоставления возможности использования конструкции юридического лица как носителя прав и обязанностей.

Так, например, статус юридического лица необходим для взаимодействия с учредителем – органом управления образованием, который обеспечивает финансирование деятельности образовательной организации за счет средств соответствующего бюджета. Также только юридическое лицо-организация как субъект права может заключать договоры об образовании, трудовые договоры с педагогическими работниками, иные договоры. Именно юридическое лицо – образовательная организация (государственное или муниципальное учреждение) выступает титульным владельцем помещений, учебного оборудования, образовательных программ, интеллектуальной собственности и др.

В настоящее время в отношении цифровой платформы, которую, по своему правовому статусу, возможно отнести к сложному учебному оборудованию, образовательная организация выступает в качестве владельца. То есть используемая в образовательном процессе цифровая платформа с точки зрения действующего законодательства – это объект правового регулирования. Это говорит о необходимости придания правовой субъектности цифровой платформе. Традиционный подход в юриспруденции, предполагающий, что носителями прав и обязанностей могут выступать юридические, физические лица, государство и муниципальные образования, уже не отвечает реальности.

В разные периоды в различных государствах субъектами права могли признаваться трудовые коллективы, общественные организации без статуса юридического лица, народы, религиозные группы. В юридической науке уже достаточно длительное время идет дискуссия о возможности придания правосубъектности искусственному интеллекту.

Цифровая платформа, соединенная с искусственным интеллектом, может выступить перспективным субъектом права в образовательном отношении.

А значит, именно цифровая платформа будет выступать стороной образовательного отношения с обучающимся и при этом обеспечивать заключение трудовых договоров с педагогическими работниками, оформление документов, опосредующих реализацию образовательных программ, и другие действия.

Однако в таком качестве цифровая платформа неизбежно вытеснит образовательную организацию в образовательном отношении, а также в других отношениях, в которых она в настоящее время выступает в качестве субъекта (отношения с учредителем, с работниками, с поставщиками и т.д.).


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube