24 апреля 2021 года в рамках Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» «Стратегия развития образования» состоялась панельная дискуссия «Преадаптивная предметность образования» Профессор МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева стала её участницей, выступив с сообщением «Экосистемный взгляд на образование».
Татьяна Ковалева описала современную систему образования как систему с растущей неопределенностью, быстрой сменой технологий, широком гуманитарным контекстом и усиливающейся сложностью. Для существования в ней необходимо искать подходы, работающие со сложными системами. Найти такие подходы позволяет экосистемный подход, который в гуманитарных практиках характеризуется расширенным представлением среды, преобладанием сетевых горизонтальных) структур и «распределенным» управлением.
Эксперт отметила, что, говоря об «экосистемном подходе», никто впрямую не переносит понятие «Экосистема» из биологии в гуманитарные практики, это, скорее, метафора.
Экосистемный взгляд на школьную жизнь позволяет нам сделать три важные фокусировки, ответив на три вопроса:
- вариативность или отсутствие выбора?
- открытость или жесткие границы?
- «внутренняя» взаимосвязанность или «внешняя» структурированность?
Ответить на эти вопросы поможет чувство системности и баланса, а также ставка на многообразие.
Отвечая на вопрос о возможности цифровизации занятий эстетического цикла, для которых очень важна тактильная передача мастерства от «мастера» к ученику, Татьяна Ковалева сказала, что есть такие зоны человеческой деятельности, которые полной цифровизации не подлежат. Но цифровая реальность создает другие возможности и для художественно-эстетического развития.
26 апреля 2021 года в 15.00 в рамках сетевой Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» состоится круглый стол с участием министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на тему «Государственные задачи и инициативы в системе образования» в рамках «Инициатива ФГОС 4.0».
Сергей Кравцов выступит с сообщением «Стратегические задачи системы общего образования России».