Предпосылки к этому возникли еще в 2014 году, после присоединения Крыма к России. В 2015 году было опубликовано постановление правительства № 1236, а позднее, в 2017 году, указом президента № 203 была утверждена стратегия цифрового развития до 2030 года. Там, в частности, говорится о «технологически независимых» программном обеспечении и сервисе, «которые могут быть использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа, модернизация которых осуществляется российскими организациями на территории Российской Федерации и которые не осуществляют несанкционированную передачу информации, в том числе технологической».
В 2021 году в критерии оценки эффективности работы глав регионов включены показатели по цифровой трансформации, предполагающей переход на отечественные программные продукты.
Не хуже зарубежных аналогов
20 апреля российский разработчик операционных систем «Альт» «Базальт СПО» провел всероссийскую практическую конференцию «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды».
По словам и.о. директора Федерального института цифровой трансформации образования Людмилы Боковой, у нас уже разработано 12 тысяч отечественных программных продуктов, которые ничуть не хуже зарубежных аналогов. В ближайших планах – производство компьютеров и планшетов. В декабре вышло постановление правительства № 2040, согласно которому 15 субъектов РФ станут пилотными площадками для апробации новой цифровой образовательной среды, российского оборудования и софта. Платформа «Моя школа» должна связать между собой все важные интернет-ресурсы и сервисы с верифицированным контентом. Работа ведется в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» (сокращенно ЦОС), являющегося составной частью Национального проекта «Образование», рассчитанного до 2024 года.
Модель ЦОС предполагает подключение школ к высокоскоростному интернету, а также оснащение их современным оборудованием и программным обеспечением.
Как подчеркнула Людмила Бокова, перечень компьютерного оборудования для школ жестко регламентирован и включает: проектор, экран, принтер, фотопринтер, графический планшет, цифровые камеры, музыкальную аппаратуру.
В то же время участники конференции отмечали, какие трудности могут возникнуть в связи с переходом школ на отечественные программные продукты.
Например, тестирование на ЕГЭ, ОГЭ основано на операционной системе Windows, аналогичная ситуация и с электронными учебниками. Правда, по словам специалистов, с руководителями Рособрнадзора уже достигнута договоренность о том, что в следующем учебном году Государственная итоговая аттестация пройдет на отечественных программах.
По мнению председателя Совета директоров «Базальт СПО» Алексея Смирнова, одна из главных задач заключается в методической поддержке педагогов, создании библиотеки учебных материалов, образовательных роликов, развитии сети центров компетенций.
За 2020 год около 1,5 тысячи работников образования прошли обучение по использованию новых российских операционных систем «Альт» и совместимые с ними отечественные ПО, в настоящее время они применяется в 6% российских школ.
Выйти из зоны комфорта или войти в нее?
В самом начале конференции были высказаны опасения о том, что учителям не захочется выходить из зоны комфорта, чтобы осваивать непривычные для них технологии.
Как отметила учитель информатики и автор учебников по этому предмету Людмила Босова, «надоело выходить из зоны комфорта, хочется в эту зону комфорта уже в конце концов попасть».
«Я не хочу пользоваться российским программным обеспечением только из чувства ложного патриотизма или только для того, чтобы повысить KPI своего любимого уважаемого губернатора. Я хочу пользоваться российским программным обеспечением потому, что оно лучшее. Если оно лучшее, то мы готовы», – подчеркнула она.
Людмила Босова напомнила, что до сих пор в нормативных документах, связанных со школьным курсом информатики, «никогда ни строчки не было от том, какое программное обеспечение использовать», и у педагога всегда была свобода выбора.
Выбора, который поддерживался производителями программных продуктов, будь то Linux или Microsoft, за счет обучающих курсов для педагогов.
«А у нас самый лучший проект заканчивается, когда заканчиваются его сроки и заканчивается финансирование. Поддержка дальнейшая не обеспечивается. Поэтому хотелось бы серьёзных, пролонгированных, продуманных решений, чтобы это была действительно политическая воля, а не какая-то сиюминутная история», – подчеркнула Людмила Босова.
Кроме того, она обратила внимание на важную проблему, которая заключается в том, что в школе детей будут учить использованию российского ПО, а в недалеком будущем – в вузе, на работе и дома – они будут применять зарубежные аналоги. Поэтому необходима связь обучения с реальной жизнью, чтобы знания учащихся находили применение на практике.
Процесс не быстрый, но возможный
Однако, по заверениям экспертов, полной замены и отрицания зарубежного ПО не будет, его можно будет применять наряду с российским. Но переучиваться работникам образования все равно придется постоянно.
Ведь если раньше программное обеспечение обновлялось одни-два раза в год, то сейчас этот процесс происходит три-пять раз в год, и адаптироваться приходится к десяткам и сотням новых функций. Следует учесть и опыт дистанционного обучения, которое заставило перестроиться на новый лад школы и педагогов.
На базе «ТемоЦентра» Департамента образования и науки г. Москвы планируется открыть центр компетенций для обучения педагогов работе на различных операционных системах, в том числе и на отечественных. По окончании таких курсов учителя получат сертификаты. Об этом рассказал учитель информатики, специалист отдела сопровождения проектов в области информатики «ТемоЦентра» Евгений Гуляев.
Он также напомнил о том, что переход на электронный журнал в 2013 году тоже не был лёгким. В некоторых школах было два журнала – электронный и бумажный.
В конце концов все московские педагоги смогли перестроиться и уже не ведут бумажные журналы, а ведут всю свою документацию в электронном виде. И то же самое, убежден Евгений Гуляев, может произойти с переходом на другое ПО.
«Этот процесс не быстрый, но возможный», – считает эксперт.