Городское образование // Статья

Какие уроки извлекли педагоги из дистанционного обучения

«Говорящие головы», гибридные уроки и танцы на катке.

Какие уроки извлекли педагоги из дистанционного обучения
Иллюстрация: publikumskonferenz.de

3 февраля в сообществе «Классная среда» в сети Facebook состоялась дискуссия на тему: «Социальная дистанция в школе: новая форма или нереализуемое требование?»

Этот вопрос стал чрезвычайно актуальным для учителей и директоров московских школ, которые с октября по декабрь 2020 года учились в смешанном формате (1–5-е классы – очно, 6–10-е классы – удаленно), а после длинных новогодних каникул полностью вернулись к традиционным занятиям.

На самом деле обсуждение вышло за рамки этого вопроса, поскольку участники «Классной среды» говорили не только об ограничениях, введенных Роспотребнадзором для организации очного обучения в школах в период пандемии, но также о преимуществах и недостатках дистанта, о применении смешанных форматов в повседневной практике.

По мнению директора школы № 1788 Александра Ездова, если внимательно читать документы Роспотребнадзора, то выяснится, что далеко не все запрещено, и возможности для живого общения существуют даже в случае перевода детей на «удаленку».

Например, он рассказал о том, что в конце декабря прошлого года ученики напекли печенья для всех сотрудников школы и при этом не нарушили ни одного запрета.

Или такой случай – макет города, который дети начали строить еще в условиях очного обучения с применением бумаги и красок, при переходе на дистант они «достроили» уже виртуально с помощью популярной игры Minecraft.

Каждые выходные для всех желающих устраивались дискотеки на катке, и благодаря этому у детей была возможность общаться друг с другом.

Что касается дистанционного обучения, то оно заставило педагогов пересмотреть привычные методики преподавания.

Главной ошибкой стала работа некоторых учителей в формате «говорящей головы».

«Когда учитель устраивает монолог на весь урок, дети начинают жаловаться на плохой интернет, на то, что у них сломалась камера, или просто занимаются своими делами», – констатировал Александр Ездов.

Но то же самое, по его словам, может произойти и в классе.

«Отличие лишь в том, что у детей нет возможности выключить изображение или сделать звук потише, но они изолируются по-другому: под партой читают книжку или играют в телефоне, или щиплют соседа и так далее», – рассказал Александр Ездов.

Понимая это, учителя начали применять больше интерактивных методик, направленных на развитие самостоятельной деятельности учащихся.

По признанию учителя русского языка и литературы школы № 491 Алины Богдановой, для нее и ее коллег самым большим испытанием в период дистанта стал ненормированный рабочий день, когда помимо уроков и проверки домашних заданий приходилось консультировать детей и родителей в режиме 24/7.

Кроме того, молодые учителя взяли на себя роль наставников для своих старших коллег, которые не справлялись с техническими трудностями.

Многие учителя столкнулись с проблемой проверки и контроля знаний – например, было непонятно, самостоятельно ли ребенок выполнял задание или просто списал.

Поскольку по русскому языку и литературе невозможно было перевести весь контроль в электронный тестовый формат, то приходилось проверять фото и сканы заданий, написанных от руки.

Учителя, работающие в основной и старшей школе, должны были быстро перестроиться с одного формата на другой: например, после очных уроков в 5-м классе проводить онлайн-занятия для учащихся с 6-го по 11-й классы.

В то же время, по признанию Алины Богдановой, «дистант открыл для нас новые возможности, и мы сами себе доказали, что мы можем все, если очень захотим».

Несмотря на окончание карантина, педагоги продолжают активно использовать платформу Microsoft Teams для общения с детьми в чатах, для проведения некоторых мероприятий, в том числе родительских собраний. По словам Алины Богдановой, информационные технологии позволяют «сэкономить время и обеспечить безопасность».

Если некоторые столичные школы после отмены карантинных ограничений применяют смешанные форматы (часть уроков онлайн, часть – традиционно), то в школе № 1522 им. В.И. Чуркина получили распространение так называемые гибридные уроки.

Как пояснила замдиректора этой школы Людмила Абрамкина, такая методика заключается в том, что ученик, по каким-то причинам не посещающий школу, подключается к прямой онлайн-трансляции урока из класса. Правда, в этом случае, по мнению Людмилы Абрамкиной, следует учесть все нюансы нормативной базы; например, в кадре не должно быть детей, присутствующих на уроке. Поэтому подключение осуществляется не через видеокамеры, а через интерактивные панели.

Кроме того, трансляция для надомников не должна длиться более 20 минут, поэтому, как правило, передается только объяснение учителем нового материала. Конечно, гибридные уроки сочетаются с индивидуальными дистанционными занятиями.

«Дистант – это выход для тех детей, которые находятся на домашнем, на очно-заочном обучении или когда класс временно уходит на карантин», – резюмировала Людмила Абрамкина. При этом она подчеркнула, что в некоторых случаях Школа вправе отказать родителям в онлайн-подключении их детей к очным занятиям в классе. Речь идет о тех учениках, кого родители решили временно оставить дома просто из соображений безопасности или по семейным обстоятельствам. Для подключения таких детей к урокам требуется согласие учителя работать в таком формате и согласие родителей на трансляцию урока, если предполагается использование камеры. Другая ситуация с ребятами, которые находятся на домашнем обучении по медицинским показаниям. Для этой категории учащихся обязательно организуются дистанционные занятия по отдельному графику, в том числе с подключением к классу, если это не нарушает прав остальных детей.

Один из вопросов, который волновал участников дискуссии, заключался в том, отразилось ли дистанционное обучение на образовательных результатах школьников?

По общему мнению, хорошисты и отличники на «удаленке» занимались так же успешно, как и в традиционном формате благодаря навыкам самоорганизации и самоконтроля.

Те же, кто не учился в классе, стали еще больше отставать в период перевода на онлайн. «Если весной большинство родителей еще работали на дистанте и могли контролировать детей, то осенью ученики были предоставлены сами себе, и у ребят, которые плохо учились, оценки снизились», – отметила Алина Богданова.

В завершение дискуссии модератор – заведующая лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ Елена Иванова – подвела итоги, ответив на вопрос о том, какие уроки необходимо извлечь из дистанционного обучения.

Получился своеобразный список рекомендаций, в числе которых: изучение нормативных документов; гибкость в использовании различных форматов (онлайн и офлайн); обмен опытом среди педагогов и наставничество; применение разнообразных интерактивных методик для оживления виртуальных занятий.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube