В настоящее время немало вопросов возникает при использовании сайтов образовательных организаций для размещения персональных данных учеников. Так, в некоторых школах возникают конфликты между администрацией и родителями, которые не хотят, чтобы фото их детей размещали на сайте образовательной организации.
Администраторы образовательных организаций предлагают родителям (законным представителям) подписать согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних детей, которое включает в том числе и размещение фото- и видеоматериалов на сайте, содержащих изображения учеников. Необходимость в размещении такого рода фото- и видеоматериалов обуславливается задачами образовательного процесса.
Само собой, размещение фото- и видеоматериалов, содержащих изображение несовершеннолетнего на сайте школы выступающей в роли оператора персональных данных, требует согласия родителей (законных представителей).
Но в этом правиле есть исключения. Так, например, можно размещать на сайте школы без согласия родителей (законных представителей) фото и видео с открытых публичных мероприятий – детских праздников, школьных линеек, вечеров, концертов и т.д., которые являются фрагментом общего действия.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в разъяснениях от 30 августа 2013 г. («Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки») отнесла изображение человека (фотография и видеозапись) к биометрическим персональным данным.
Правовой режим использования такого рода данных еще более жесткий с точки зрения необходимости получения согласия родителей (законных представителей) в письменной форме и ответственности организаций и должностных лиц за нарушение при опубликовании на сайте биометрических персональных данных. Исключения, установленные статьей 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», допускаются только в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и в ряде других случаев.
В ряде случаев фотографии не являются биометрическими данными. Например, согласно позиции Роскомнадзора, изложенной в указанных разъяснениях, не являются биометрическими персональными данными фотографическое изображение из личного дела работника, изображения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека и находящиеся в истории болезни (медицинской карте) пациента, материалы видеосъемки в публичных местах и на охраняемой территории и ряд других позиций.
Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 28 августа 2020 г. № ЛБ-С-074-24059 «О методических рекомендациях» содержит также информацию о запрете публикации персональных данных несовершеннолетних на сайтах и (или) страниц сайтов педагогических работников в Интернете.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» гражданин дает согласие на обработку персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Исходя из этого следует, что родитель (законный представитель) вправе отказаться от подписания предлагаемого администрацией школы согласия на обработку персональных данных. При этом полагаем, что отказ от подписания может быть также частичным.
При этом, по нашему мнению, отказ родителя (законного представителя) от подписания согласия на обработку персональных данных не может являться основанием для какого-либо ущемления конституционных прав учеников на получение бесплатного и доступного образования.
Поэтому предупреждение школьной администрации о том, что отказ родителя от подписания согласия может как-либо сделать невозможным оказание услуг их ребенку, требует дополнительного разъяснения со стороны образовательной организации.
Подтверждением этого тезиса является письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.03.2017 № 10-134, согласно которому для учеников, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы. То есть в рассматриваемой ситуации отказ от подписания согласия на обработку персональных данных не может рассматриваться как основание для недопуска к государственной итоговой аттестации.
Учитывая изложенное, в данном случае образовательная организация должна подробно объяснить родителю (законному представителю), в чем именно и каким образом будет осуществляться фактический отказ от предоставления образовательных услуг при отказе от подписания согласия на размещение биометрических данных ребенка на сайте образовательной организации.
При этом полагаем неправомерными какие-либо действия (подчеркну, что речь идет именно о действиях) образовательной организации по ограничению конституционных прав на получение доступного и бесплатного образования, связанные с отказом родителей (законных представителей) в предоставлении фото- и видеоматериалов несовершеннолетнего ученика.