Пост#1 // Колонка

Возможна ли цифровая трансформация российских школ

Обычные уроки планируют дополнить развлекательным контентом. На эти цели будет выделено 800 млн рублей. Инициатива подразумевает внедрение подкастов, видеороликов и игр-симуляторов в образовательный процесс. Но готовы ли к этому учителя – большой вопрос.

Возможна ли цифровая трансформация российских школ
Иллюстрация: beautifulfeed.com

Закупка цифрового образовательного контента – логичный шаг на пути к выполнению государственных национальных проектов «Образование» и «Кадры для цифровой экономики». И тот, и другой предполагают крупные государственные вложения в цифровизацию российского образования. И никто, думаю, не станет спорить с тем, что отечественные школы остро нуждаются в новых, актуальных учебных материалах.

В эпоху мобильного интернета и портативных игровых консолей старым добрым мелу и указке становится не под силу конкурировать за внимание школьников.

Бороться с ходом прогресса – занятие бессмысленное, а значит отечественной системе образования придётся эволюционировать.

Потенциальная результативность программы ограничена, на мой взгляд, её протекционистским характером.

Тендер предполагает закупку исключительно отечественного образовательного контента, что, с одной стороны, выглядит вполне логично – государство заинтересовано в поддержке и развитии собственного рынка образовательных игр, симуляторов и подкастов. С другой стороны, это не позволит школам получить давно существующие и активно применяющиеся в других странах образовательные продукты (Minecraft Edu, SimCity ECO, VRLab и т.д.).

Но основная сложность внедрения таких продуктов в педагогическую практику очевидна любому, кто имел дело со школой: отечественные учителя в массе своей не готовы к работе с цифровыми образовательными инструментами.

Для большинства из них единственный опыт столкновения с «цифрой» в стенах школы – это печально известная платформа ЭЖД («Электронный журнал и дневник школьника»), которая если не «лежит», то непременно выдаёт ошибки и сбои почти на любом этапе своей работы (не говоря уже об абсурдном дизайне и кафкианском интерфейсе). Но даже педагоги, от всей души желающие приобщиться к цифровой образовательной реальности, вынуждены делать это без всякой поддержки со стороны школьной администрации, а тем более со стороны чиновников от образования.

Корни этой массовой неготовности педагогов к цифровому настоящему уходят в катастрофически устаревшую, допотопную систему подготовки будущих учителей.

Те учителя, которыми гордятся современные российские школы, получающие государственные награды и заслуженное признание коллег, добиваются успеха не благодаря, а вопреки своему педагогическому образованию. Мало в какой профессиональной области молодому специалисту приходится до такой степени переучиваться, попав из вуза на производство. Попробуйте найти в нынешнем педагогическом вузе курсы методики применения цифровых образовательных инструментов или подходы к формированию цифровой образовательной среды. Ваши находки можно будет пересчитать «по пальцам одной увечной руки». И пока эта система остаётся неизменной, ни о какой реальной цифровой трансформации школы говорить не приходится.

Да, 800 млн рублей – это внушительная сумма. И мы можем только приветствовать рост государственных расходов на образование. Но в условиях отсутствия системы подготовки современных педагогических кадров главными бенефициарами этих расходов станут производителя программного обеспечения и профильные государственные ведомства, которые отчитываются о выполнениях планов по распределению целевых средств. А школьники вновь сами будут выбирать, в какие игры им играть и какие подкасты слушать. И многие выберут исторические стратегии, экономические симуляторы, инженерные тренажеры и многие другие прекрасные продукты, переполненные образовательным потенциалом.

Только школа тут будет не при чём.



Новости





























































Поделиться