Качество образования // Статья

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности

Что влияет на качество образования: знания или компетенции? Централизация или автономия? Контроль или свобода? Или о чем заставляет задуматься выступление Сергея Кравцова в Совете Федерации.

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности
Иллюстрация: conversific.com

27 января министр просвещения Сергей Кравцов выступил с докладом на «правительственном часе» в Совете Федерации. Часть его выступления была посвящена обоснованию стратегии повышения качества школьного образования в России с учетом международного опыта. Сергей Кравцов представил некоторые выводы исследования, проведенного его ведомством.

Стремление министра обсуждать стратегию развития российского образования, опираясь на данные международных исследований качества образования, понятно, учитывая сформулированную в Указе президента национальную цель – вхождение России к 2030 году в топ-10 стран по качеству общего образования.

Позиция Сергея Кравцова заслуживает уважения, однако председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко упрекнула министра за то, что он увлечен международными исследованиями качества образования, и отметила, что «у нас достаточно своих собственных сил, чтобы самим разобраться с качеством образования». Я считаю, что эта позиция ущербна, поскольку она ограничена узкими идеологическими рамками.

К сожалению, выступление Матвиенко демонстрирует специфическое представление парламентариев об образовании. Не хочется верить, что парламент – неподходящее место для обсуждения вопросов доказательной политики.

Но, поддерживая линию министра на проведение международных исследований по качеству образования, нам важно объективно рассматривать выводы из сделанного им критического анализа.

Сергей Кравцов заявил, что децентрализация в сфере образования и ставка на развитие функциональной грамотности ведут к снижению качества знаний, и проиллюстрировал свое заявление следующим слайдом.

Если эта картинка определяет выводы, то слова о рисках децентрализации вызывают сомнения.

Иного мнения придерживается «главный идеолог и интерпретатор» результатов PISA в контексте образовательной политики – Андреас Шляйхер, руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, спецсоветник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования.

В своей книге «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века?», изданной в России в 2019 году при поддержке Рособрнадзора, Глава PISA Андреас Шляйхер презентовал свою книгу региональным министрам образования | Гатчинская школа № 8 «Центр образования» (cogathina.ru). Он писал: «Национальные школьные системы, которые предоставляют школам большую свободу действий при определении особенностей учебного плана, методов оценивания и используемых учебников, как правило, демонстрируют более высокие результаты PISA, независимо от причинного характера этих отношений» (цитирую по англоязычной версии).

Более развернутый анализ содержится в публикации ОЭСР «PISA 2015 Results policies and practices for successful schools Volume II»:

«В системах образования, где директора школ несут бОльшую ответственность за управление школами [сравнительно с национальными и местными органами], учащиеся получают более высокие баллы в PISA.

Так, в 29 системах образования и в среднем по странам ОЭСР, где школы пользуются своей автономией, учащиеся имеют более высокие баллы по естествознанию. Но после учета социально-экономического профиля учащихся и школ не обнаружено значимой связи между школьной автономией и результативностью учащихся по естествознанию (в среднем по странам ОЭСР). В 12 системах образования такая связь существует, но в девяти странах она отрицательная.

Эти результаты согласуются с подробным обзором, проведенным Йенсеном, Вайдманном и Фармером в 2013 году, которые на основании широкого спектра исследований пришли к выводу о том, что увеличение автономии может улучшить академические достижения лишь в некоторой степени и только в некоторых странах. Несколько исследований показывают: для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами школьной самостоятельности, системы образования должны иметь эффективные системы подотчетности. О том, что преимущества школьной автономии могут зависеть от того, насколько школы готовы эффективно использовать свои полномочия и насколько они ответственны за результаты своих учеников перед родителями, местными сообществами и органами образования, пишут и другие исследователи (Ханушек, Линк, Вессманн, 2013; ОЭСР, 2013 г.)».


Место автономии среди других факторов, связанных с уровнем образовательных результатов в PISA, скромное, но все же значимое.

Исследование Всемирного банка показывает, что страны с низким и умеренным уровнем контроля при выборе учебников демонстрируют в среднем более высокие достижения, чем страны с высоким уровнем контроля.

Таким образом, значение автономии\децентрализации как фактора, связанного с качеством образования, не стоит переоценивать. Но нет данных, подтверждающих тезис министра о негативном влиянии децентрализации.

В качестве конкретного примера Сергей Кравцов привел Финляндию, где автономия школ выросла, а результаты в последних исследованиях PISA снижаются. Но тот же Шляйхер приводит пример снижения уровня централизации в Сингапуре, который сохраняет лидерство. Вряд ли пример отдельных и специфических стран показателен в обоих случаях. Да и в них картина связи образовательной политики с достижениями учащихся сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Но вот другой тезис Сергея Кравцова, по мнению которого, качество образования ухудшается по причине усиления внимания к функциональной грамотности в ущерб предметным знаниям («Мы должны давать и базовые прикладные знания»), вполне вписывается в важную дискуссию, которая сегодня разворачивается по этой теме.

Так, португальский исследователь и бывший министр образования и науки Нуно Крато (редактор книги «Setting up the Scene: Lessons Learned from PISA 2018 Statistics and Other International Student Assessments», в которой эксперты в области образования анализируют результаты PISA-2018 в девяти странах), высказывается на эту тему следующим образом:

«Вопрос не в том, важно ли применение знаний, а в том, является ли приложение единственной целью и нет ли ценности в самих знаниях.

Парадокс заключается в том, что некоторые страны, которые приняли компетенции в качестве объединяющей концепции учебной программы, сталкиваются с проблемами в образовании своих учеников.

Другие страны, которые раньше следовали строгой учебной программе, показали худшие результаты после изменения своей учебной программы с учетом компетенций. А другие страны, в частности азиатские, которые разработали и следовали очень организованной и строгой, основанной на знаниях и последовательной учебной программе, получают отличные результаты при оценке компетенций учащихся, измеряемых с помощью вопросов PISA. Современная когнитивная наука приходит нам на помощь в интерпретации этих очевидных парадоксов.

Во-первых, навыки теснейшим образом связаны с областями предметных знаний. Пытаться развить общие сквозные навыки без опоры на изучение базовых предметов, активации памяти и на материале учебного плана – тщетная цель.

Во-вторых, обучение интерпретации, обобщению и применению является важной целью, но именно базовые знания и навыки являются важными инструментами для интерпретации, обобщения и применения. Нам на помощь приходят и результаты PISA 2015 года. …если мы хотим, чтобы наши студенты хорошо владели прикладными знаниями, нам нужно быть очень осторожными не столько с прикладным аспектом, сколько с базовыми знаниями».

Эти выводы далеко не бесспорны, но задаваться вопросом о том, насколько качество образования зависит от политики в области стандартов, действительно полезно.

В заключение хотелось бы обратить внимание на ключевые задачи для достижения национальных целей, обозначенные в докладе министра. Это профессиональное развитие педагогов и создание условий для их продуктивной работы, а также поддержка школ с низкими результатами. Именно они составляют основу эффективной образовательной политики за рубежом и вполне отвечают реалиям нашей страны, и вызывают лично у меня полную поддержку.


Новости





























































Поделиться