Воспитание // Статья

«Нас встретили и сразу полюбили»

Фото из архива Александра Петрынина

Как важно для детей, пусть даже уже больших, познавших нелюбовь, ощущать себя любимыми. Фрагменты путевых дневников воспитанников Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи об образовательной экспедиции и паломнической поездке в августе 2021 года. Здесь ребята рассказывают о посещении Троице-Сергиевой лавры и Москвы. Вызывает интерес, как современные проблемные подростки с очень непростыми судьбами (правда, прошедшие школу Центра) современным языком восхищаются увиденным, делятся своими переживаниями и размышляют о жизни как шансе, который дан Всевышним.

Это же все-таки самолет Аэрофлота, очень классный самолет

«Когда самолет начал разгоняться, были необыкновенные чувства, а когда начал взлетать – незабываемые»

Привет, дорогой мой дневник. Я хочу тебе рассказать про мое первое путешествие. Сегодня первый раз летел на самолете, я и подумать не мог, как это классно! Сначала я очень сильно волновался, было страшно, но, когда начали взлетать, страх сняло как рукой. На смену страху пришел сильный интерес смотреть в окошко. Я очень рад, что мне посчастливилось полететь.

…Сегодня очень важный день. Я первый раз полечу на самолете.

Я ни разу не была ни в аэропорту, ни далеко от Хабаровска, ни на самолете, у меня сердце билось.

Мы все молились, я читала «Отче наш». У меня были такие волнения, но рядом были взрослые и ребята, и я себя чувствовала хорошо. На лицах ребят была улыбка, но моя – самая большая и удивительная. Я шла по самолету и была удивлена, ведь в кино не так все. Когда я посмотрела в окно, думала, что все, сейчас облака увижу, ведь всегда мечтала полетать, чтобы увидеть облака. Когда самолет начал разгоняться, были необыкновенные чувства, а когда начал взлетать – незабываемые. Это же все-таки самолет «Аэрофлота», очень классный самолет.

…С этого дня начались наши приключения, которые мы не забудем никогда. По приезде в Москву мы отправились в святое место Сергиев Посад, это чудо, а не город! Столько невообразимой красоты в одном месте. Столько храмов я не видел никогда, уже сама стена, огораживающая храмы, внушала огромное величие. Крепостная стена очень красивая. Она выглядит необычно. Я когда на нее смотрел, чувствовал, как будто очутился в XVI веке, когда ее начали строить.

А на второе нам давали картошку, запеченную с форелью в горшочке

Нас очень вкусно накормили в трапезной палате: просто божественный суп-пюре из белых грибов, честно говоря, я, работая в ресторане, не ел такую вкуснятину. А на второе нам давали картошку, запеченную с форелью в горшочке. Такая вкуснота. А на десерт – вкусное мороженое с чаем. Большое спасибо Лидии Геннадьевне за такой вкусный обед.

Крепостная стена, огораживающая храмы, внушала огромное величие

После обеда мы пошли на экскурсию в монастырь. Я никогда не видел такой красоты. Вот идешь, смотришь на эти красивые росписи и прям глаз оторвать не можешь. А еще мы были на колокольне, там висит Царь-колокол, так прозвали, потому что его звон очень далеко распространяется, примерно на 20 км. Еще был колокол Лебедь, его звон мог услышать весь город. А маленькие колокола отбивают четверть часа. Там есть часы, от часов к колоколам подсоединены молоточки. Классно, да? По-моему, даже очень.

«Там вообще неописуемая красота!»

…Нас встретила Лина, она провела экскурсию по храмам. Эти чудесные строения, оказывается, строили великие правители нашего государства. Например, колокольню в свое время строили три великие императрицы, а именно: Елизавета Петровна (дочь Петра I), Анна Иоанновна и Екатерина II. В самой колокольне в наше время насчитывается более 20 колоколов, но в старые времена, а именно в XIV–XIX века, колоколов было еще больше, чем сейчас, примерно раза в два. Сама колокольня в высоту взлетает на 88 метров и очень даже красивая.

…Нам провели чудеснейшую экскурсию по колокольне. Я просто все запомнил в мелочах. Царь-колокол был великолепен для меня как любителя старины. Я просто касался этого колокола и понимал, что я прикасался к старине, и просто не понимал: «Как так?». И всем я бы хотел сказать огромное спасибо за теплоту и любовь, данную нам.

Я просто касался это колокола и понимал,
что я прикасался к старине и просто не понимал «Как так»

…Мы с Линой поднялись почти на самую высь, и вид был просто шикарный. Мы увидели купола золотые – сверху это красивее. Нас познакомили с колоколами, один из них – Царь-колокол, весящий 70 тонн, или, как нам попроще объяснили, 70 слонов и один маленький (1 слон = 1 тонна). У каждого большого колокола есть свое имя и свой уникальный «голос». Самому древнему колоколу 600 лет, то есть он был отлит в XV веке.

…Мне в особенности понравился Трапезный собор, сделанный в стиле барокко. Там вообще неописуемая красота! Он был очень высоким и расписанным, нам разрешили пройти чуть-чуть дальше, когда зашли, все были в шоке, он был из золота весь, рисунки, вырезанные из дерева. Очень золотой и расписан вручную красиво. Нам рассказали много всего интересного про иконостас из дерева с выпиленными узорами вручную. А в Троицком храме мы прикладывались к мощам преподобного Сергия.

Увидели купола золотые – сверху это красивее

…Ни одна камера телефона не способна запечатлеть эти прекрасные росписи на стене и на потолке, какие мастера вырезали на дереве великолепные шедевры!

Зато глаза – это лучшая камера. Глазами можно столько всего увидеть, главное – успевать головой вертеть во все стороны.

Мы попрощались с Линой, я ее очень крепко обнял, уж очень понравилось, как она нам с огромнейшим интересом рассказывала историю Лавры.

…Мы, когда приехали в Москву, пошли в гостевой дом. Тут нас встретили и сразу полюбили. Люди в гостевом доме очень добрые и отзывчивые.

"Все были в шоке, он был из золота весь"

«Конечно, хотелось бы посидеть в одной из карет»

"В Кремле мы походили по храмам"

…Я впервые побывал в метро, и знаете, там реально можно заблудиться, прыгая с одной ветки метро на другую. Пошли на экскурсию в Оружейную палату. Вот там было так интересно!

Я там ходил чуть ли не с открытым ртом, там так красиво. Конечно, хотелось бы еще посидеть в одной из карет, но нельзя.

Видели Шапку Мономаха, самую главную шапку великих князей и царей, в золоте и драгоценных камушках. Очень классная шапочка. Слава Богу за то, что я смог ее увидеть в таком юном возрасте.

"Шапка Мономаха в золоте и драгоценных камушках. Очень классная шапочка"

"В Оружейной палате я ходил чуть ли не с открытым ртом, там так красиво"

…В метро много людей, все куда-то торопятся и никто не может остановиться хоть на секунду и оглянуться и посмотреть, как быстро пробегает жизнь. Ведь жизнь – это мгновения, которые нельзя упускать, и всегда нужно хвататься обеими руками за шанс, который нам дает Господь Бог, иначе мы не познаем всей любви и счастья жизни.

"На аллее городов воинской славы нашли Хабаровск"

…О, я видела Кремль, Часы (куранты), Красную площадь. У Вечного огня стояли солдаты, часовые. Они стоят по полчаса, и мы прям попали в смену караула, они шли все ровно, одинаково, я пыталась повторить, но не вышло. В Кремле мы походили по храмам, увидели Царь-пушку, Царь-колокол весом 200 тонн, а дальше пошли в Успенский собор Московского Кремля. Там мы увидели захоронения великих князей и царей.

"О, я видела Кремль, Часы (куранты)"

В Оружейной палате нам выдали аудиогид, который мы слушали на протяжении всей экскурсии. А еще я видел кареты великих императриц. В общем, все было впечатляющим. Нам аудиогид рассказывал про платья, кареты, троны, короны. Было интересно очень.

"Нам аудиогид рассказывал про платья, кареты, троны, короны"

"Хотелось бы посидеть в одной из карет, но нельзя"

…Сегодня прощальный день. Мы сядем на самолет и в Хабаровск домой, не будет больше такой дружной семьи. Потом напоследок пошли в храмы, благодарили, что поездка удалась и все хорошо.

«Это я говорю не просто так, а от чистого сердца»

…После очень вкусного завтрака мы отправились гулять по Москве. Вот мы вошли в Покровский монастырь, который хранит мощи св. Матроны Московской. Эта та самая святая, к которой по 4 часа стоят люди, чтобы попросить помощи, совета. И это сущая правда, как мы пришли на территорию монастыря, я в этом прочно убедился. Знаете, мы не стояли 4 часа в очереди, нас пропустили, и мы всего лишь за минуту или две дошли до мощей, приложились к ним и обратились за помощью к Матроне. Это и есть Божья воля, я так думаю. Еще нам дали с собой бутоны роз, которые лежали на святых мощах. После монастыря мы отправились в Даниловский монастырь. Зашли вовнутрь, приложились к мощам и иконам, поставили свечи. Видели икону святого Спиридона, и под ней лежит истоптанный башмачок. Александр Геннадьевич рассказал, что он ходит и помогает людям до сих пор. И вот уже отправляемся в наши «кельи» обедать и собирать вещи в аэропорт. А вы думали, Москва занимает мало времени?

"Отправились в Даниловский монастырь"

…Сейчас я лечу, тучи сгущаются, темнеет, я слушаю свою любимую мелодию и пишу. Москва мне очень понравилась, надеюсь, вернусь еще. Господь дал целую неделю, сколько храмов посетила, сколько адреналина было. Поездка была просто классной, насыщенной, это я говорю не просто так, а от чистого сердца, не попался же плохой коллектив, погода, поездки. Все было великолепно. Я люблю экстрим, и мне понравилось летать. Когда летишь, столько страха. Но мне все равно нравится. Спасибо большое за эту поездку нашим спонсорам и Центру. Правда спасибо, ведь если бы я там не училась, не увидела бы такой красоты.

…Очень грустно улетать из Москвы. Я бы еще хотел там побывать. И вот уже сидим в самолете и летим в наш родной город Хабаровск.

Дневники вели: Никита Болдырев, Калерия Воробьева,
Андрей Корниенко, Александр Минько,
Максим Нечай, Игорь Сапрыкин, Денис Сасюк,
Константин Сергеев, Кирилл Фурманов

Педагоги и воспитанники Центра благодарят за возможность увидеть
святыни России митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия;
епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фому,
наместника Троице-Сергиевой лавры; Л.Н. Старову, Г.Э. Тильмана,
сотрудников филиала представительства «Аэрофлота» в г. Хабаровске О.В. Пилипенко и И.Г. Гордиенко;