Воспитание // Статья

«Я бы хотел потом работать тут»

Путевые заметки мальчишек Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи об образовательной экспедиции на горно-обогатительный комбинат и озеро Амут.

Показывали производственные машины и технику фабрики. Фото из личного архива Александра Петрынина

Мальчишки Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи совершили образовательную экспедицию в п. Солнечный на горно-обогатительный комбинат ООО «Геопроминвест» и к одному из семи чудес Хабаровского края – озеру Амут, не уступающему по прозрачности Байкалу. Отличительное качество подростков с отклоняющимся поведением – поиск рисков, поэтому для них адреналин – лучший витамин.

Захватывающий, требующий напряжения и концентрации технологический процесс добычи и обогащения железных руд, медной и оловянной руды, бытовые условия рабочих и уровень заработной платы привлекли подростков, а красоты окружающей комбинат природы вызвали ликование, о чем ребята пишут в путевых заметках: «Это было так красиво, и у меня заликовали эмоции»; «Мне еще больше захотелось стать бульдозеристом». И вот совсем серьезно: «Я бы хотел потом работать тут». Вызывает уважение, когда парень в 16 лет принимает решение о своем будущем трудоустройстве.

Александр Петрынин, директор Центра,
Заслуженный учитель Российской Федерации

«Больше всего вдохновило, какая там прозрачная вода»

…Мы проснулись в 6 утра, собрались и вышли на крыльцо. Нас встретила Валерия – куратор поездки, и уже ждал автобус. Я был радостный.

Я был радостный

Мы выехали в интересную экспедицию из Хабаровска в поселок Солнечный. Ехать нам надо было 7 часов. Так вот, я ехал в автобусе и смотрел в лес. Когда мы отъехали от Хабаровска, я увидел лису, она была немного облезлая, еще через 2 часа мы увидели змею на дороге – ее подхватил ястреб и улетел в лес, я был в шоке.

…Сегодня я в первый раз ездил в поездку с Александром Геннадьевичем. Когда мы приехали, нас встретили очень радостно, и мы пошли в столовую на обед – было вкусно, нигде так не ел. Потом сели в машину для внедорожных условий «Берлога» и поехали на озеро Амут.

Сели в машину для внедорожных условий «Берлога»

Когда ехали, заметили, что некоторые камни красные, и подумали, что это краска, но нам сказали, что это такой мох. Там было очень красиво, и безумно удивляла флора. В озере очень чистая вода, которую можно даже пить – такое я видел впервые. Там было очень красиво. Мы пили и умывались – вода в нем очень холодная. Лазали по скалам, пошли дальше по тропинке вдоль озера через лесок к водопаду, я его видел впервые в жизни. Это было так красиво, и у меня заликовали эмоции.

…После обеда мы поменяли наш транспорт с микроавтобуса на большой джип «Берлога» и уже на нем поехали на озеро Амут. По дороге открывались шикарные виды на горы, также встретились камни, покрытые красным мхом – я сначала подумал, что они облиты краской. Когда спустились к озеру, нам открылся потрясающий и незабываемый вид, который мы запечатлели.

Открылся потрясающий и незабываемый вид

Озеро было кристально прозрачным, меня больше всего вдохновило, какая там прозрачная вода. Я попробовал попить – вода была вкусная.

Больше всего вдохновило, какая там прозрачная вода

…Сели в огромную машину «Берлога» – она так и называлась. Мы радовались, когда все, кроме взрослых, подпрыгивали на кочках. Заезжали в гору, потом с горы – вообще классно было кататься. Подъехав к озеру Амут, мы фотались на фоне воды, гор и цветов. Спустившись вниз, мы нашли водопад, вода капец какая была прозрачная.

Спустившись вниз, мы нашли водопад

Сфотографировались и поехали в отель «Холдоми». Отель оказался очень классным. Вечером мы пошли в баню. Там было очень жарко, мы парились, а потом выбегали на улицу и обливались водой из ведер – было клево. Я впервые облился сразу после парилки. Ощущения от этого неописуемые. Такой кайф! Очень хорошо попарились. У нас был шикарный стол – мы сели все вместе поесть и поговорить о завтрашнем дне. Первый день прошел просто замечательно.

«Мне еще больше захотелось стать бульдозеристом и ездить по вахтам»

…Второй день, самый запоминающийся и впечатлительный. С утра, как проснулись, мы отправились на завод «Геопроминвест», где нас ждали.

Отправились на завод «Геопроминвест», где нас ждали

Нам провели инструкцию по технике безопасности, мы расписались и выдвинулись на экскурсию, которую я уже проходил, так как уже был в том году на приисках. В прошлом году, когда мы приезжали, на заводе были планово-профилактические работы, и мы не совсем поняли процесс переработки сырья. А в этот раз нам показали все от А до Я. Рассказали про «хвосты» и их происхождение. Это отходы обогащения полезных ископаемых, складируемые в огромные насыпи. Нас даже катали на бульдозере.

Нас даже катали на бульдозере

Мне еще больше захотелось стать бульдозеристом и ездить по вахтам. А еще нам показывали несколько экспериментов с кислотами и реакциями, очень увлекательно.

Показывали несколько экспериментов с кислотами и реакциями

Рассказали про лабораторию и аппараты, находящиеся в ней. Например, печь, в которой температура может достигать свыше 1000 градусов.

…Мы проснулись и поехали на завод. Надели желтые жилеты и каски и пошли путешествовать по производству. Сначала нам показали, как сырье поступает на завод. Мы зашли на сам завод – все сырье передвигается по конвейеру. Чтобы получить медь, нужно много химических реакций. Мешки, в которых перевозят медь, выдерживают более 1800 кг. После экскурсии на заводе мы поехали на «хвост», где находится сырье от прошлого завода, который был еще в СССР.

Поехали на «хвост», где находится сырье от прошлого завода

Там нам показали, как загружают все и отвозят на завод. Еще нам показали, как ездить на бульдозере-экскаваторе, мне очень понравилось на нем кататься. Спасибо большое за это спонсору.

…Потом мы поехали на карьер, там добывают железо и медь. Это интересно, я такое вижу впервые. Нам показали искусственный водоем, но в нем нельзя было купаться – он специальный, для переработанных жидкостей, в которых есть химикаты. На заводе нас накормили потрясающим сытным обедом, спасибо поварам. После обеда мы пошли в лабораторию делать эксперименты. Мне особенно понравилось, когда пена стала горячей и фиолетовой.

Особенно понравилось, когда пена стала горячей и фиолетовой

На комбинате было очень интересно. Мы видели разные механизмы, которые обогащают медную руду, засыпают в мешки, в мешок помещалось 1850–1900 кг концентрата. Потом нас повезли на карьер. Там покатали на бульдозере и объяснили, как им водить. Нас даже позвали работать потом. Мы поехали на базальтовый карьер. Вышли и стали подниматься вверх, когда пришли, увидели очень много камней. Там было очень красиво – вид незабываемый. Потом мы поехали обратно на комбинат и пошли в лабораторию. Нам показали приборы, мы попили самую чистую дистиллированную воду. Посмотрели, как работают лаборанты, они нам показали три фокуса. Больше всего понравилась «слоновья паста». Мне понравились эксперименты и завод. Я бы еще раз поехал в поездку.

«Это было настолько интересно, просто нет слов – все работает, шум, напряжение»

…Второй мой день прошел хорошо. Сели мы в автобус и поехали на фабрику, смотреть, как там все работает. Нам выдали одежду, которая защищала голову и рубашку рабочего. Рассказывали, как производят медную руду. Показывали производственные машины и технику фабрики. Это было настолько интересно, просто нет слов – все работает, шум, напряжение.

Все работает, шум, напряжение

Нам показывали, как перерабатывали руды металлов. Там была большая крутящаяся бочка. Нас провели по всей фабрике, понравилось очень. Я бы хотел потом работать тут.

Показывали, как перерабатывали руды металлов

После этого мы поехали на карьер. Там была техника для перевозки камней и различных минералов. Нам рассказали, что карьеру 2 года. Оттуда было хорошо видно красивые горы, я такие только на картинках видел. После того как мы погуляли на карьере, мы поехали на «хвосты», там объясняли, как добывается различная руда. Потом нас по очереди прокатили на бульдозере, всего трясло, когда ехал. Когда все покатались, поехали мы на раскопанное озеро, но там нельзя было купаться – туда сливают отходы. А рядом была горная речка, но ее вообще не трогают, потому что сказали, что не будут засорять горную речку и экологию. Потом мы отправились в лабораторию. Показали вещества, колбы и пробирки. Там провели три опыта с химической реакцией – прекрасное зрелище.

…За сегодняшний день я узнал много нового. Нам провели экскурсию по производству меди, провели по всей фабрике и показали технику для обработки медной руды. При взгляде на эти производственные установки просыпается интерес к тому, как это все работает. После этой изумительной экскурсии мы поехали на «хвосты», в которых добывают медь. Нам сказали, что разработки там начались 2 года назад, и планируют продолжать там работу еще примерно 15 лет. Нас прокатили на бульдозере, показали, как управлять ковшом, переключать скорости, как им управляют. Потом мы поехали на карьер, нам рассказали, как там перерабатываются добываемые камни. Еще мы увидели прекрасный вид на природу, он просто завораживающий.

После экскурсии мы поехали в музей, там были различные минералы, предметы старого быта – XVIII и XIX века, дом нанайцев и картины. Нам рассказали про все породы камней, руды и минералы, месторождения которых находятся в этом районе. Было прикольно смотреть на миниатюрный дом и минералы. Они были такие красивые, хотелось потрогать все, но некоторые нельзя. Мы даже успели сыграть в познавательную игру – нужно было собрать пазлы и написать, что это за камень. Еще нам рассказали про старорусскую историю и ее быт. Мы оставили отзыв в музее и поехали дальше в храм. Фотографировались у памятника первостроителям п. Солнечный, восстановленного заводом «Геопроминвест». Отличная поездка.

Фотографировались у памятника первостроителям п. Солнечный,
восстановленного Заводом Геопроминвест

«Получил незабываемые эмоции»

…Мы прошли в зал с минералами, показали один интересный, он назывался «Золото дурака», но больше всего мне понравилась викторина минералов. Нам рассказали о разных рудах, я первый раз увидел окаменелое дерево. Потом мы поехали в храм, помолились за спонсоров, приложились к иконам, поставили свечи и поехали в «Холдоми». День был очень познавательным и интересным. Мы отдохнули и пошли по своим номерам спать, чтоб набраться сил на новый день и новые открытия. Большое спасибо нашим спонсорам за эту замечательную поездку – очень понравилось.

…После завтрака мы поехали в Комсомольск, гулять на набережную. Когда мы приехали, я увидел, что она отличается от нашей набережной и вид на Амур другой. Потом поехали в скалолазный центр.

Поехали в скалолазный центр

Там были батуты, и я делал сальто. Мне сильно понравилось. После этого мы поехали кушать в ресторан гостиницы «Восход» – он был очень красивый и уютный. Нас там очень хорошо накормили и еще напоследок принесли пирожное. После обеда мы пошли в храм, помолились и поехали домой.

…Я был рад, когда увидел Комсомольск-на-Амуре. Приехали мы на набережную, там погуляли, посмотрели на красоты и поехали на веревочный городок. Там мы лазали по веревочной трассе – это были незабываемые эмоции. Проходить трассу было весело, а дойдя до тарзанки, мы съехали и пошли снимать страховку, а потом начали прыгать с вышки на подушку – сначала было страшно, но потом прикольно. Затем мы поехали на обед в ресторан гостиницы. Там было очень вкусно и красиво.

Там было очень вкусно и красиво

После обеда мы пошли в храм, поставили свечки и помолились. Спасибо большое спонсору за эту поездку, я испытал очень много хороших эмоций и ощущений.

…После того как мы погуляли на набережной, мы поехали на веревочный курс. Я на таком аттракционе был впервые и получил незабываемые эмоции – было страшно и весело. Там нас экипировали в специальную одежду. Надо было пройти семь испытаний. Когда я прошел испытания, спустился по тросу вниз и пошел снимать экипировку. Потом мы поехали в гостиницу «Восход», там мы покушали вкусную и интересную еду. После обеда мы сходили в храм помолиться и поставить свечи за поездку и спонсоров.

Сходили в Храм помолиться и поставить свечи за поездку и спонсоров

А во второй половине дня мы отправились на комфортабельном автобусе и вернулись в Хабаровск. Попрощались с Валерией. Поездка получилась очень впечатлительная и запоминающаяся. Хочу выразить благодарность и сказать большое спасибо спонсору и Александру Геннадьевичу, всем, кто организовал эту поездку.

Путевые дневники вели:
Максим Балакин, Андрей Гаврилов,
Вадим Зайков, Данил Карымов,
Илья Кожевников, Иван Матвеенко,
Максим Мельников, Евгений Филькин,
Степан Шимкив, Кирилл Пономарев

«Очень впечатлительная и запоминающаяся» поездка состоялась благодаря учредителю ООО «Геопроминвест» Сергею Владимировичу Попову.