Качество образования // Тема дня

Дошкольное образование: задача со многими неизвестными

26 ноября состоялся совместный экспертный семинар РАНХиГС и Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) на тему: «Оценка состояния и прогноз развития системы дошкольного образования: подготовка кадров».

Дошкольное образование: задача со многими неизвестными
Фото: blockchaintechnology-news.com

Круг специалистов расширяется: педагогов теснят дефектологи?

По словам ведущего советника Аналитического центра при правительстве РФ Инны Каракчиевой, численность педагогических работников дошкольных организаций в последние годы растет: с 2015 по 2020 годы она увеличилась с 643 тысяч до 683 тысяч человек. Вместе с тем темпы этого прироста невысоки – всего 6% за последние пять лет, что значительно ниже по сравнению с другими уровнями образования. Если в 2016 году этот показатель относительно предыдущего года составлял около 2%, то уже к 2020 он снизился до менее 1%.

Этот процесс коррелирует с аналогичными тенденциями в изменении численности детского контингента, темпы увеличения которого так же замедляются. Меняется и состав педагогических кадров в системе дошкольного образования.

Доля воспитателей в общем спектре специалистов по-прежнему остается высокой и преобладающей, однако с 2015 по 2020 года она сократилась с 81% до 79,5%.

Одновременно растет доля музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и в первую очередь – логопедов, дефектологов, педагогов-психологов.

Инна Каракчиева связывает это прежде всего со спецификой контингента, который заходит в систему дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми: все больше среди них воспитанников с особенностями развития, требующих коррекции и специальной помощи.

Второй фактор, влияющий на расширение круга специалистов, продиктован требованиями со стороны родителей, нацеленных на усиление индивидуализации в системе дошкольного образования.

В настоящее время соотношение работников детских садов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование – примерно 50 на 50, причем за последние 5 лет доля специалистов с вузовскими дипломами выросла на 7%.

Однако распределение специалистов по уровням образования в системе дошкольного образования неравномерно: среди воспитателей их 55%, среди логопедов и дефектологов – 90%, и эта доля приближается к 100%.

Молодые специалисты уходят в другие сферы?

Соответственно растет и число организаций, обучающих по этим направлениям подготовки: в настоящее время это 152 вуза и 96 техникумов и колледжей, которые работают по 38 различным программам, отражающим новые тенденции и требования, включая цифровые компетенции. Особым спросом пользуется педагогическое образование с двумя профилями подготовки, а также система переподготовки и повышения квалификации, в том числе в сфере присмотра и ухода, где наиболее развиты платные услуги.

Конкурс на бюджетные места на специальности, связанные с дошкольным образованием, в организациях СПО составляет более трех человек на место, и родители готовы платить за обучение своих детей: их вклад в финансирование этой системы составляет около половины от региональных затрат на содержание СПО (техникумы и колледжи в основном находятся в ведении субъектов РФ).

«Это новая тенденция, раньше мы её не отмечали. Но сейчас мы говорим о том, что в систему дошкольного образования приходят прежде всего заинтересованные абитуриенты, и их заинтересованность понятна. Это возможность трудоустройства, самореализации и социальная значимость этой сферы. Иными словами, есть запрос со стороны населения на высококвалифицированные кадры в системе дошкольного образования», – отметила Инна Каракчиева.

В то же время она обратила внимание на то, что выпускники системы среднего профессионального образования, получившие специальность по дошкольному образованию, уходят в систему частных структур присмотра и ухода и при этом не фиксируются на рынке труда. По официальным данным, только порядка 37% выпускников педагогических колледжей идут работать по специальности.

Среди выпускников вузов эта доля составляет более 65%, но намечается тенденция к ее сокращению и к уходу из системы дошкольного образования в другие отрасли экономики.

Не очень обнадеживает и возрастной состав кадров в этой сфере.

Доля молодых специалистов до 25 лет не достигает и четверти от общего числа сотрудников, доминируют люди в возрасте 45 лет и выше.

Следовательно, по мнению Инны Каракчиевой, стоит обратить внимание на разработку тех механизмов, которые удерживают молодых в профессии.

Дефицит кадров на фоне демографической ямы?

Заместитель директора по науке ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина обратила внимание еще на одну проблему: к 2031 году, по расчетам специалистов, ожидается спад рождаемости, соответственно, сократится число мест в детских садах и потребность в педагогических кадрах.

По ее мнению, в период демографического затишья высвободившиеся средства стоит потратить на модернизацию системы дошкольного образования, ремонт зданий, повышение квалификации и переподготовку кадров, потому что после 2031 года рождаемость опять пойдет вверх.

Также следует продумать структуру и численность подготовки специалистов под конкретные запросы рынка труда: например, во Владимирской области готовят втрое больше педагогов, чем это требуется, поэтому большинство из них уезжает в другие регионы. А когда возникнет реальная потребность в кадрах, их дефицит может привести к коллапсу системы.

Нехватка кадров даже на фоне падения рождаемости ожидается в Петербурге, в Республике Татарстан, Пензенской области, в Свердловской и Челябинской областях. На это влияет совокупность факторов, в первую очередь – низкие зарплаты на фоне перегрузок педагогов.

По нормативам, рекомендованным Министерством просвещения, на 1 воспитателя должно приходиться порядка 12 детей, а по факту все оказывается совсем иначе.

Если в сельской местности количество детей часто не дотягивает до этой цифры, то в крупных городах нагрузку воспитателей привязывают к количеству квадратных метров в детских садах, и чем больше эти площади, тем больше детей стараются принять. Бывают случаи, когда в группу набирают более 30 детей.

При этом количество воспитателей сократили с трех до двух человек на группу, и значительная часть работы перекладывается на младший персонал, у которого зарплаты еще ниже, а желающих занять эти вакансии еще меньше.

«За труд не платят, поэтому не надо удивляться, что люди уходят в другие сферы деятельности. Майские указы президента от 2012 года о доведении зарплат воспитателей до средней по экономике региона не выполняются, в среднем этот показатель составляет 70–90% от установленной планки. И планка эта заведомо низкая, потому что бизнес подстраивает свои зарплаты под бюджетную сферу. Кроме того, педагогов не устраивает дифференциация зарплат по регионам за одинаковый труд, и сейчас эту проблему пытаются решить за счет введения отраслевой системы оплаты труда», – отметила Елена Полушкина.

По ее мнению, для привлечения большего числа молодых специалистов в дошкольное образование целесообразно было бы открывать в школах профильные педагогические классы. Даже если их выпускники не пойдут в педвузы, то знания по педагогике и психологии пригодятся им для воспитания будущих детей.

В то же время не стоит делать ставку на высшее педагогическое образование для подготовки воспитателей.

«Например, в Чукотском автономном округе около половины педагогов детских садов имеют среднее профобразование. Обучение по некоторым специальностям – например, воспитателей для ясельных групп – следует в большей степени перенести в СПО», – считает Елена Полушкина.

Иными словами, в сфере дошкольного образования накопилось немало проблем, которые требуют решения.

Однако мониторинг программ развития субъектов РФ, проведенный экспертами Аналитического центра при правительстве РФ, показал, что лишь у 15% регионов есть хоть какая-то ссылка на систему дошкольного образования. Не выделена эта сфера и в федеральных проектах.

Между тем конкуренция в дошкольном образовании все нарастает на фоне развития негосударственного сектора.

«Родители готовы платить за те услуги, которые им предоставляют, поэтому они будут предъявлять к педагогам повышенные требования. В связи с этим следует произвести переоценку образовательных программ, методик, обновить знания по психологии и физиологии современных детей, по технологиям работы с родительским сообществом», – отметила Инна Каракчиева.



Новости





























































Поделиться