Городское образование // Статья

Почему ребёнок ленится: рассказывают сами дети

  • 16 ноября 2021

Почему ребёнок ленится: рассказывают сами дети
Фото: thetable.homechef.com

Если вы забьете в поисковике: «почему ребенок ленится?», то выпадет масса умных статей с одинаковым смыслом – советы психологов, блогеров, мам на тему: как понять причину детской лени, бороться с ней и победить ее. А вот мнение самих детей о лени и ответ на вопрос – что мне делать, если все делать лень – вы вряд ли увидите.

Журналист и медиапедагог московской школы № 962 Мария Баркар задала этот важный вопрос своим ученикам разных возрастов, чтобы понять, все ли верно делают родители и учителя, когда пытаются бороться и побеждать детскую лень. Ведь порой важно узнать и другое мнение.


Что такое лень

Кирилл, 3-й класс: «У меня лень возникает именно в тот момент, когда нужно что-то сделать. Например, домашнюю работу. Особенно когда я вижу, как много нужно делать. Сразу опускаются руки, хочется лечь на диван и ничего не делать».

Ирина, 2-й класс: «Лень – это когда даже самые интересные дела делать не хочется, и тогда делать приходится через силу или потому, что тебя заставляют делать. После этого лени становится еще больше».

Татьяна, 7-й класс: «Лень возникает тогда, когда какие-то дела тебе перестают нравиться. Раньше, например, я любила рисовать, а теперь мне лень. Это потому, что мне это занятие уже не так интересно. А вот ходить в театралку и репетировать спектакли мне очень нравится, поэтому за три года я не пропустила ни одного занятия, и мне не лень их посещать».

Валерия, 2-й класс: «Чем взрослее человек, тем чаще к нему приходит лень. Например, в старших классах больше заданий, нужно больше трудиться, поэтому меньше хочется все это делать».

Анна, 10-й класс: «“Апатия и лень – истинное замерзание души и тела”. Так говорил знаменитый русский критик В. Белинский. Лень не имеет возраста, это выражение усталости как организмом, так и разумом. Для меня лень – это когда ты уговариваешь себя что-то сделать, но твоё тело этому сопротивляется».

Элина, 9-й класс: «Моя лень началась именно сейчас, в 9-м классе. Я себя заставляю готовиться к экзаменам, делать уроки, помимо этого заниматься чем-то полезным, чтобы в голове была не только учёба, но далеко не всегда у меня это получается… Поэтому моменты апатии – это естественное состояние, и хорошая новость в том, что оно проходит!»

На своих занятиях по коммуникациям Мария Баркар с детьми часто использует примеры из литературных произведений. Во-первых, это дополнительная мотивация изучить необходимое по учебной программе, а во-вторых, на таких занятиях ребята учатся живому и конструктивному общению: обсуждают поступки и мысли героев, пытаются искать другие смыслы, рассуждают, анализируют, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

«Когда мы ребенку рассказываем про лень, то сразу вспоминаем героя сказки “По щучьему веленью” Емелю. В старших классах – Обломова. Но всегда ли верно взрослые трактуют эти произведения? – говорит Мария Баркар. – Так вот, смысл сказки про Емелю в другом. Эта сказка про желания и цели – умение их ставить и достигать. Ведь Емеля, несмотря на безмятежное состояние покоя, добился того, о чем мечтал».

Что делать, чтобы лень приходила реже

Анна, 10-й класс: «Мне помогают мотивация и танцы. Хорошая музыка и позитивные мысли о себе помогут побороть любую лень и поднять “с печи” любого лентяя».

Мария, 1-й класс: «Чаще отдыхать. Минут по 10. И тогда лень не обрушится надолго».

Эвелина, 4-й класс: «Придумать себе награду за выполненное задание, которое лень делать. Это не обязательно что-то крупное. Например, какая-то сладость или полчаса компьютерной игры. Главное, себя обязательно нужно похвались за сделанное дело. Тогда другое дело будет в удовольствие».

Кирилл, 3-й класс: «Лениться еще больше )))). В какой-то момент ты устанешь лениться и сделаешь всю работу быстро».

Полина, 2-й класс: «Чаще заниматься тем, что тебе нравится. Например, я однажды делала из бумаги аппликацию. Лень подошла ко мне, увидела, что я увлечена интересным занятием, и сказала: “Мне здесь делать нечего”».

Несколько раз в месяц Мария Баркар проводит уроки, на которых задает детям вопросы на разные темы: как правильно смеяться; как сделать замечание человеку, который плохо поступил; почему школьники хулиганят; что такое счастье и т.д. Рассуждения школьников, считает Мария, – это кладезь идей, мудрости и поводов для взрослых что-то изменить в отношениях с детьми.

«Мне нравится задавать детям открытые вопросы, которые подразумевают развернутые и разнообразные ответы. Это здорово, когда у каждого ученика есть свое мнение. Ребята учатся сначала формулировать свои мысли, а потом их выражать. А еще очень важно – они не боятся это делать. Ведь зачастую мы редко обращаемся к детям за советами или идеями. Но на самом деле именно устами детей и “глаголет истина”. Например, в ситуации с ленью.

Я сама мама двоих детей и работаю с детьми с 1-го по 10-й класс. Для меня в опросе про лень было важно понять, что детская день – это не каприз ребенка, а иногда вынужденная пауза, передышка.

Поэтому в этой ситуации от ребенка не нужно что-то требовать, его не нужно заставлять, а уж тем более его в чем-то обвинять, угрожать ему, обзывать его».

В 10-м классе, в котором Мария Баркар ведет курс «Индивидуальный проект», она ввела такую практику – часть домашних заданий ученики выполняют «по желанию», а именно – они сами придумывают тему, предлагают ее и выполняют работу. Разумеется, за это они получают оценку.

«Я хочу, чтобы ребята чаще проявляли инициативу. Конечно, не все поняли процесс и включились в него, ведь за девять лет они привыкли, что учитель дает задание, а они его выполняют. А тут самому нужно сгенерить и выполнить. Но есть ребята, которые охотно за это взялись и признались, что такая инициатива позволила им побороть и свою лень, ведь им разрешено выполнять те домашние задания, которые в первую очередь им интересны. Во-первых, они делают это по желанию, а не через силу, во-вторых, задание, сделанное по желанию, приносит реальную пользу, в-третьих, польза всегда выражается в результате: хорошая оценка по курсу, новый поворот в проектной деятельности, новые знания и т.д.».

Как использовать лень с пользой

Мария, ученица 2-го класса: «Помечтать. Сесть на пол возле окна или лечь на диван и загадать какое-то желание. А когда еще мечтать, если все остальное время ты чем-то занят?»

Ирина, ученица 2-го класса: «Придумать что-то необычное. Представить себя в другом образе, например, волшебной феей, которая помогает хорошим людям, или космонавтом на другой планете».

Полина, ученица 2-го класса: «Подумать о планах. Что уже сделано? И мысленно сказать себе “спасибо”. А еще подумать о планах, которые нужно сделать завтра».

Возможно, эти мнения и советы кому-то пригодятся. Главное, чтобы такие непростые моменты жизни, как апатия, лень, скука, не затягивались надолго и не провоцировали клеймо «лентяй», а использовались как небольшой перерыв перед новым жизненным стартом.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube