Качество образования // Интервью

Ксения Теплякова: «Мы пытаемся быть мостиком между школьным образованием и жизнью»


Ксения Теплякова: «Мы пытаемся быть мостиком между школьным образованием и жизнью»
Фото предоставлены Ксенией Тепляковой

Ксения Теплякова, руководитель Центра социальных инициатив в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), руководитель проекта «Физическая гостиная», 10 лет занимается просветительской деятельностью. Вместе со своими сотрудниками она организует фестивали науки, работает с детьми в больницах, хосписах, увлекая физикой и астрономией даже детей дошкольного возраста. Ксения и ее команда не первый год участвуют в конкурсе РАН на соискание премии за лучшие работы по популяризации науки в школе. За свои работы они уже дважды получали премии, в том числе за видеокурс «Физика без формул». В этом году Ксения вместе со своими сотрудниками готовится подать заявки на две номинации, одна из которых связана с популяризацией науки в школе. В интервью она рассказывает о своем опыте просветительской деятельности.


– Ксения, как вам удаётся просвещать самых маленьких, причем рассказывая о такой сложной науке, как физика?

– Мы стараемся не делить все вопросы по темам и предметам, работа всегда междисциплинарная, с младшими школьниками больше условно «окружающего мира». С самыми маленькими работать гораздо легче, чем с большими. Им всё интересно, они ни от чего не отказываются, им не стыдно признаться, что им интересно, как устроен этот мир. У них нет готового ответа на все вопросы, типа «я погуглю, и мне это всё не надо». Ученики 1–7-х классов отвечают чаще и охотнее, чем старшеклассники. Потому что старшие говорят: «Мы эту тему не проходили». А младшие говорят: «Отлично, вы же нам это только что объяснили. Теперь нам всё понятно».

Поэтому с маленькими вообще замечательно. Например, мы показываем серию экспериментов, а потом задаём детям вопросы: «Почему мы видим миражи? Почему солнечные зайчики круглые? Как пьют деревья?» Или: «Почему осенью, гуляя в парке, вы садитесь на деревянную лавочку, а не на металлическую?»

«Потому что металлическая холодная», – отвечают дети.

«А что будет, если мы измерим температуру? Окажется, что у них температура одинаковая. А почему нам кажется, что одна холодная, другая тёплая?»

Мы начинаем рассуждать и доходим до каких-то физических определений. А со старшими бывает так: они прекрасно знают определение, но не могут ответить на вопрос, потому что никогда не соотносили одно с другим. То есть они знают, что тела расширяются при нагревании, но при этом не понимают, почему поезд стучит, когда мы едем по железной дороге. А происходит это потому, что рельсы становятся длиннее летом, короче зимой, поэтому между ними специальный зазор остаётся. Хотя им не раз показывали школьный эксперимент: шарик нагреваешь, он становится больше. Они все это видели, но не соотносили с жизнью.

Мы пытаемся быть таким мостиком между школьным образованием и жизнью.

Детям кажется, что то, что они изучают в школе, вообще никак не привязано к жизни и не пригодится в будущем. А мы им показываем: «Смотри, выучил вот это в школе, а вот это на практике вот так проявляется. То, что ты узнал в школе – это нужно и полезно». Вот такая у нас миссия – подружить ребёнка со школьной программой, в том числе показать, что изучать и открывать новое интересно.

То есть мы не даём инструкций, а предлагаем возможность доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу.

– А если дети совсем не хотят учиться, думать, напрягаться, как их увлечь?

– У нас как-то была девочка, которая оказалась в сложной семейной ситуации, она вообще не хотела учиться, говорила, что хочет только в театральный. Нет проблем. Мы ей сказали: «Давай запишем видеоролик для конкурса. Ты будешь актрисой, которая будет рассказывать выученную роль. Твоя роль – учитель физики. Поэтому пишешь сценарий, расписываешь, что ты должна говорить, что ты при этом должна показывать, делаем дубль, чтобы ты правильно улыбалась и правильно двигалась». И она во время съемок этого ролика получила хороший массив информации, разобралась в десятках тем по физике, повторила и закрепила материал столько раз, сколько было дублей, а их было много.

Иными словами, к каждому ребенку можно найти подход.

Физика – сложная наука, но увлечь ею можно через визуализацию, то есть показывая интересные эксперименты, почти фокусы?

– Конечно, можно просто сделать шоу, где будет всё светиться, волосы дыбом, лампочки горят, а смысл не понятен. Мы часто выбираем не только и не столько яркие, эффектные эксперименты, сколько такие, которые можно доступно объяснить. Можно приехать к детям и рассказывать об оптоволоконной технике, распространении интернета, но им это не понятно. Естественно, детям не хватает базовых знаний, поэтому нельзя сказать, что всё научное можно объяснить «на пальцах», и мы тратим много времени на формирование азов научных знаний. Чтобы достигнуть результата, мы показываем серию опытов, подводящих детей к пониманию сложного физического явления, и к этому пониманию они должны прийти самостоятельно. Например, к оптоволокну мы подходим через светящуюся струю воды, зеркала, перископ, широкий «световод», а потом уже волокна. И тогда ребёнку становится вкусно, потому что он не вызубрил готовый материал, а сам додумался до научных выводов.

– Справляются ли учителя с этой миссией – заинтересовать, увлечь ребёнка, показать свой предмет с яркой стороны?

– В передовых школах, где почти все дети – победители всероссийских олимпиад и небольшие по наполняемости классы, учитель обязан быть в курсе всех современных научных открытий. А если мы берём среднестатистическую школу, где нагрузка педагога по восемь часов в день, и он просто не в состоянии всех охватить, и в классе по 35 человек, и дети не мотивированы, то внутри той школьной системы, которая есть сейчас, по-моему, это невозможно. У нас с некоторыми школами договорённость такая: мы повторяем с детьми недавно изученную по программе тему, но в формате лабораторного «вау», когда они что-то помимо практикума своими руками сделают, например, «электрическую открытку» или другой красивый сувенир, примут участие в какой-то викторине с экспериментами, где они могут отвечать на вопросы и даже получить какую-то оценку, которая поможет улучшить их школьные достижения.

В итоге мы работаем с несколькими десятками школ, не выбирая мотивированные классы, часто взаимодействуя с ребятами, которые не почувствовали еще вкуса к учебе, им кажется, что образование получать скучно и не нужно. Мы не загоняем их в жесткие рамки, приучаем рассуждать и искать ответы на порой обыденные вопросы, окружающие их в повседневной жизни.

– А какими качествами должен обладать популяризатор науки? Ведь, наверное, не каждый учёный это сможет и не каждый учитель.

– В любом случае человек должен быть профессионалом своего дела. У нас в МПГУ сильная физическая научная школа, много интересных студентов, имеющих публикации в научных изданиях.

И меня часто спрашивают, почему я отбираю популяризаторов среди самых лучших сотрудников и студентов. Потому что практика показывает, что именно самые сильные интереснее детям. Детей обмануть нельзя. Специалист должен иметь широкий кругозор, знать гораздо больше, чем рассказывает, быть прекрасным собеседником.

Кроме этого, популяризатор науки должен быть коммуникабельным и любить не только науку, но и человека, не возвышая себя над другими. У нас, например, очень хорошо проходят эксперименты, когда с детьми работают их плюс-минус сверстники. То есть школьники видят человека, который старше их лет на пять, и они верят в то, что смогут овладеть тем уровнем образования, который сейчас имеет их «почти сверстник». Они говорят на одном языке, у них шутки одинаковые, они не стесняются друг другу задавать вопросы, которые не всегда взрослым зададут.

Важная часть просветительской деятельности вашего Центра социальных инициатив связана с волонтерством в хосписах и больницах. Почему вы выбрали это направление деятельности?

– Чуть-чуть уйду в сторону и начну с того, что просветительской деятельностью важно заниматься со всеми и при любых обстоятельствах. Нельзя работать только с уже отобранными талантливыми детьми. Мотивированной признанной элиты очень малый процент, а оставшиеся 90% ребят – это тоже наше прекрасное будущее, у всех свои таланты, наша задача – помочь найти каждому, в чем ему хочется развиваться. Дети могут учиться в городских элитных школах, в маленьких региональных школах, в сельской школе. Важно организовывать олимпиады и обсуждать с детьми сложные вопросы науки, но важно и организовывать образовательный досуг детям, для которых единственное место встречи – это вокзальная станция, клуб, заброшенные здания. Это один момент, на котором хотелось бы акцентировать внимание. Есть другой, тоже очень существенный вопрос – работа с детьми, которые проходят лечение в больницах или не могут по медицинским показаниям в данный момент посещать школу.

Есть замечательный федеральный проект «УчимЗнаем», 45 площадок в больницах по всей стране. Это возможность для детей учиться, общаться, иметь полноценный досуг. Мы являемся партнерами проекта и по их приглашению работаем в больницах Москвы, планируем, конечно, и по регионам организовывать туры. Взаимодействуем с «Добрым домом» – первой социальной гостиницей для детей из регионов, которые приехали в Москву на лечение. Уже несколько лет работаем в детском хосписе «Дом с маяком». Такая работа требует максимального внимания к каждому ребёнку. Ты в маске, ребёнок в маске, видны одни его уставшие от борьбы с заболеванием глаза. Будешь ли рассказывать правильным тоном первый закон Ньютона? Конечно, так не сработает. Надо так зажечь, чтобы даже он, не настроенный в данный момент слушать, начал воспринимать, включаться, и это такая отдельная работа. Ребенку важно получать эмоции от познания мира, даже если он уже не первый месяц в больничной палате. Я считаю, что волонтерство должно стать частью основной образовательной программы и школы, и вуза.

– Как должна развиваться просветительская деятельность в перспективе?

– Популяризация науки должна развиваться, охватывая максимально большие слои населения, и обязательно должна быть свободной. Просветительство нельзя ограничить какими-то узкими рамками и программами, поскольку его успех зависит от конкретной аудитории и ситуации. Для одних слушателей больше подходит лекция выдающегося ученого, для других – необычные эксперименты или игровые форматы, как, например, с маленькими детьми. И очень хорошо, что мы, просветители, все такие разные, мы идем к одной цели, работая с разными людьми при разных обстоятельствах.

P.S. 7 октября состоялась церемония вручения премии РАН за лучшие работы по популяризации науки 2020 года. Победителей поздравляли президент РАН А.М. Сергеев и вице-президент РАН А.Р.Хохлов.

Курс "Физика без формул", написанный Ксенией Тепляковой, получил второе место в номинации «Лучший цикл коротких научно-популярных видео». От души поздравляем Ксению Олеговну с этой победой и желаем ей дальнейших успехов в конкурсе и в ее работе, которая помогает сделать сложную науку интересной, яркой и доступной для понимания.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube