Вот и пролетел первый учебный месяц, в окошко постучал октябрь, и начинается он, как всегда, самым трогательным праздником – Днем учителя.
Дети всегда интересовались жизнью своих преподавателей, поэтому в нашей школе была организована акция: «5 вопросов учителю».
Каждый ученик средней школы (5–8-й класс) мог задать вопросы любого характера – от личных и профессиональных до каверзных и неожиданных.
Все вопросы были собраны в единую базу данных для того, чтобы лучшие и самые интересные стали основой для интервью с учителями. В акции приняли участие 64 человека (рис.1). Всего было задано около трёхсот вопросов.
Журналисты-аналитики из редакции газеты «Notabene» 8 класса «Ж» обработали и проанализировали все данные и выделили основные темы, распределив их по степени популярности (см. рис. 2):
- выбор профессии;
- рабочий процесс;
- про личную жизнь;
- сложности профессии;
- школьные годы;
- прочее.
Самой популярной темой стал рабочий процесс – было задано более 85 вопросов. Чаще всего спрашивали о выставлении оценок, внеклассной жизни, умении учителей выходить из сложных/стрессовых ситуаций, об эмоциях на работе, а также о ежедневной рутине учителя. Самыми неожиданными оказались вопросы о «свободной» форме и занижении оценок. По нашему мнению, самые интересные вопросы задали ученики 5-х и 8-х классов:
– Что вас ежедневно вдохновляет?
– Трудно ли брать ответственность за детей?
Личной жизни учителей было посвящено 48 вопросов, а 47 – выбору профессии.
Попадались и поверхностные вопросы, такие как: «Ваш любимый цвет?» или «Какое у вас хобби?» Но встречались вопросы, о которых мы не задумывались, например: «Есть ли у вас традиции?», «Суеверны ли вы?»
Самыми часто задаваемыми вопросами были: «Почему вы захотели стать учителем?» и «Если бы не учитель, то кто?» Первый и второй вопрос чаще всего встречался в параллели 5-х классов.
Также ребят интересовали вопросы на тему эмоционального состояния во время работы и конкретные трудности. Всего было задано 35 вопросов по этой теме, и самые частые из них были такие: «Трудно ли учить детей нашего поколения?», «Что самое важное в профессии учителя?», «Что не устраивает учителя в его работе?». Самых интересных, на наш взгляд, вопросов было три: «Были ли случаи, когда ученики приносили с собой что-то запрещённое в школу, и если да, то как на это реагировала администрация и учителя?», «Был ли у вас момент, когда вы хотели бы бросить работу учителя?», «Были ли ситуации, когда вам надоедали ученики, которые вас не слышали?».
Многих учеников школы интересует, как сами учились в школе их любимые и популярные учителя. Мы выделили 26 вопросов на эту тему, некоторые были оригинальными и неожиданными. Нам даже в голову не могло прийти, что учащиеся зададут такие вопросы! Например: «Поддерживаете ли вы отношения со своими школьными друзьями?» или «Как проходил ваш подростковый период?». «Какие уроки вам были интересны?» или «Какие уроки вам не нравились?». «Как вы учились в школе?» и «Были ли у вас неловкие моменты на уроках?». А ведь многие даже не задумывались о жизни наших учителей в школьные годы до этой акции!
Вопросов было много, но некоторые нельзя отнести, например, к рабочему процессу или выбору профессии. Такие вопросы были выделены в теме «прочее». Их немного – 26, но они стоят упоминания.
Например, согласился бы учитель работать на космической станции, если бы на ней была открыта школа? Ухудшилось ли образование с момента развала СССР? Согласен ли учитель, что с детьми нужно общаться на равных?
Говорят, в вопросе есть половина ответа. Работая над этими вопросами, мы уже представляли, как учителя могут на них ответить. Как они улыбаются, вспоминая детство, как эмоционально рассказывают о первых уроках и любимых учениках, ради которых они находятся в этой профессии. Мы поняли, насколько хорошо мы уже знаем наших учителей. А 5-е, 6-е и 7-е классы, вдохновившись атмосферой Дня учителя, начали работу над интервью, подкастом и печатной статьей с ответами учителей на эти вопросы. Акция была проведена для наших учителей в честь профессионального праздника. С Днём учителя! Мы вас очень любим и ценим!
Редакция газеты «Nota Bene» ГБОУ «Школа им. Артема Боровика»
Руководители – Елена Ельманова, Екатерина Костыненко