В 2020–2021 учебном году свыше двух тысяч учащихся из 195 образовательных организаций столицы успешно освоили учебную программу образовательного проекта «Московский экскурсовод». Позади сто часов лекций и практических занятий. Ребята изучали историю родного города и его достопримечательности, постигали азы ораторского искусства, знакомились с профессией экскурсовода и методикой составления маршрутов, осваивали навыки коммуникации и оказания первой помощи.
Всё, чему научились, они продемонстрировали на экзамене в мае, а во время летних каникул уже попробовали себя в качестве ассистентов экскурсовода.
Это новая профессия, которая появилась по инициативе депутата Государственной Думы Ирины Белых. Такие специалисты будут заниматься сопровождением туристических групп, оказывать помощь старшим коллегам и экскурсантам, в том числе посетителям с ограниченными возможностями здоровья, и, безусловно, знакомить жителей и гостей Москвы с ее историей, культурой и традициями.
В музее «Садовое кольцо» в качестве ассистентов экскурсовода работали три выпускницы проекта. Мариам Даниелян – самая младшая из них, сейчас она учится в девятом классе школы № 544.
Девушка помогала экскурсоводу во время пеших прогулок по городу, следила за тем, чтобы никто из туристов не отставал от группы, сопровождала пожилых людей и инвалидов. Программа экскурсии состояла из четырех блоков, причем в одном из них Мариам вела туристов самостоятельно. Во время прогулки по Аптекарскому огороду она делилась интересными сведениями о самом старом ботаническом саде Москвы.
– Материал я ищу самостоятельно в книгах, в интернете. Иногда к нам приходят туристы, которые сами рассказывают занимательные факты об Аптекарском огороде, а я делюсь этой информацией с другими экскурсантами. Я ничуть не жалею о своем решении участвовать в проекте, ведь это позволило мне освоить новую профессию, стать гораздо смелее и развить в себе лидерские качества, – рассказывает Мариам.
Ученица школы № 1432 Анастасия Козина, которая стажировалась в этом же музее, присоединилась к проекту из любопытства. Школьница мало что знала о деятельности экскурсовода, однако, познакомившись с этой профессией ближе, задумалась над возможностью работы в туристической сфере.
– Думаю, я и дальше буду развиваться в этой области, – делится своими мыслями Анастасия. – Мне очень нравится учиться и постоянно узнавать что-то новое, а затем делиться этим с другими. Эта профессия позволяет общаться с разными людьми, увлекать их интересной информацией, а я люблю что-то рассказывать, думаю, у меня это неплохо получается.
Ученица школы № 1557 Мария Яковлева, третья участница стажировки, считает проект очень познавательным.
– Гуляя раньше по Москве мимо исторических зданий, я не особо задумывалась о том, что они пережили множество набегов, пожары… Сейчас я с удовольствием рассматриваю их, изучаю историю, а затем рассказываю друзьям связанные с ними легенды, – отмечает школьница.
Мария была рада возможности пройти стажировку в столичном музее: по работе она проводила много времени на улице, разговаривала с людьми, узнавала что-то новое об их жизни.
– Во время моей стажировки некоторые сами подходят ко мне поговорить. Недавно одна женщина рассказывала мне о том, как она сама работала экскурсоводом в СССР, летала на самолетах. Мне было очень интересно ее послушать, – рассказывает Мария.
– С одной стороны, проект «Московский экскурсовод» позволяет ребятам реализовать свои таланты, расширить свой кругозор и узнать лучше город, в котором они живут, – объясняет директор музея «Садовое кольцо» Ольга Иванова-Голицина. – С другой стороны, он готовит потенциальные кадры для индустрии туризма. К нам на стажировку приходят образованные и ответственные ребята, каждый из которых имеет харизму. Только обладающие определенными талантами люди могут работать с экскурсионными группами.
Музей профессионального образования Москвы участвует в проекте первый год. Его сотрудники рассказывают ребятам о подготовке рабочих кадров в прошлом, о выдающихся достижениях специалистов и значении профобразования в развитии города и страны.
Куратор музея Анна Батова уверена, что современные технологические решения, используемые в экспозиции, позволяют школьникам по-новому взглянуть на профессию экскурсовода и вдохновляют их на создание необычных мероприятий.
– У учащихся есть уникальная возможность со школьной скамьи освоить интересную профессию. Ребята приобретают неоценимый опыт, становятся более организованными и общительными, учатся увлекательно рассказывать истории. Эти навыки не только пригодятся им в работе, но и позволят комфортно чувствовать себя в обществе других людей. Благодаря современным возможностям музеев столицы школьники и студенты колледжей понимают, что экскурсия – это что-то интересное и креативное, – отмечает куратор.
Алине Босиевой, ученице школы № 183, принять участие в проекте предложила учитель истории. Послушав на занятиях экскурсовода Музея профессионального образования Москвы, старшеклассница решила попробовать себя на этом поприще. Поначалу она знакомилась с экспозицией музея, изучала информацию о нем, посещала другие учреждения культуры и перенимала опыт старших коллег, а затем помогала своему наставнику организовывать экскурсии для гостей. Теперь в планах девушки проводить собственные мероприятия. К делу юный экскурсовод подходит с большим энтузиазмом.
– Сейчас я занимаюсь разработкой трех собственных экскурсий, – рассказывает Алина. – Первая будет посвящена знакомству с музеем и его экспонатами, вторая – детским и молодежным организациям в СССР. Я расскажу, почему ребята с воодушевлением вступали в ряды октябрят, пионеров и комсомольцев. На третьей экскурсии речь пойдет о трудовых резервах в Советском Союзе. Помимо этого, я готовлю реферат о профессиях, которые будут востребованы на рынке труда в будущем.
По мнению Алины, экскурсовод должен быть дружелюбным и артистичным, уметь выступать перед публикой и общаться с ней. Девушка уверена, что обладает этими качествами. Школьница хочет продолжить работу в музее после окончания стажировки, не исключает и того факта, что свяжет свою жизнь со сферой туризма.
Егор Аркадов, ученик школы № 1955, увлекается творчеством Сергея Есенина, поэтому выбор музея для него не был случайным. Присоединившись к программе «Московский экскурсовод», мальчик стал еще больше интересоваться жизнью поэта: самостоятельно искал информацию о нем, учил его стихотворения, сходил на спектакль, посвященный его судьбе. Во время стажировки Егор пробовал сам вести экскурсии и рассказывал гостям интересные факты о любимом поэте. Школьник признается: профессия экскурсовода ему интересна, а сам проект – хороший способ развить свои коммуникативные навыки.
– На занятиях нас учили, как правильно вести экскурсию, – отмечает Егор, – чтобы быть понятыми. Экскурсия – это когда ты общаешься с людьми напрямую и им интересно слушать тебя, поэтому экскурсовод должен говорить красиво, понимать, о чем он рассказывает, следить за реакцией гостей и поддерживать их внимание. Но главное – он должен уметь отвечать на любые вопросы туристов.
Начальник научно-просветительского отдела Музея С. А. Есенина Алла Сергеева считает, что даже если Егор и другие дети, участники проекта «Московский экскурсовод», не станут работать в музее, они научатся общаться с людьми, делать качественные презентации, работать с информацией, приобретут навыки, которые смогут применить в будущем.
– Ассистент экскурсовода – хороший старт для ребят, – считает Алла Сергеева, – потому что это коммуникативные навыки, умение выстраивать разговор, составлять тексты. Люди очень живо реагируют, когда проводит экскурсию молодежь, потому что одно дело, когда выходит человек, уже поднаторевший в этом деле, и другое, когда выходят дети, которые себя только-только пробуют, у которых еще есть волнение. В музее такие юные ребята – это редкость.
Проект «Московский экскурсовод» реализуется Городским методическим центром с сентября 2017 года. Его участники получают возможность освоить профессию экскурсовода, расширить свой кругозор, развить коммуникативные навыки и получить углубленные знания по истории родного города, а в перспективе – стать профессионалами индустрии туризма. За четыре года успешной реализации к проекту присоединились более пяти тысяч учащихся.