Старый отчет на новый лад
В сентябре 2020 года у нас в Хабаровском крае еще была непростая политическая ситуация, всем известная. Во второй половине сентября мы готовились к открытию нового дома для детей как раз в рамках проекта ФИП «Психолого-медико-педагогическая реабилитация и социализация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в контексте педагогики достоинства».
Я ждал новых сроков сдачи отчета, новых правил, но, к сожалению, ничего не было – мы регулярно созванивались с другими ФИПами. На страничке Департамента стратегии, программной и проектной деятельности Минпроса России среди дополнительных ресурсов до сих пор висит ссылка на старый сайт ФИПов Информационная система для информационной, организационной и экспертной поддержки деятельности сети ФИП (ИС ФИП), где мы в 2018 и 2019 гг. сдавали отчеты. Но сайт молчал, а писем из министерства о требованиях к отчету и заявки не поступало.
Потом я узнал, что на сайте Минпроса 15 сентября, как раз в период нашей максимальной загрузки, было объявление о сроках сдачи отчетов и приема заявок в кратчайшие сроки до 30 сентября (!).
В ноябре вышли новые требования к отчетам и заявкам, то есть коллективы, которые успели, сдали отчеты и заявки до 30 сентября по старой форме, а принимали их уже по новой. Неудивительно, что всем отказано.
Конечно, мы все были в шоке. Я звонил в Министерство просвещения, мне ответили, что они действуют в рамках нормативных документов.
Успешные аутсайдеры
Обидно, что это финальный, пятый год нашего проекта (срок действия ФИП определен на 5 лет. – Прим. ред.). И этот последний год был очень успешным: по данным УВД Хабаровского края, в разы произошло снижение правонарушений, а за последние два года не было ни одного самовольного ухода детей из Центра. То есть создана реальная практика по профилактике правонарушений в нашем Центре, которая может помочь другим регионам, другим школам – так давайте пользоваться.
А мы – в аутсайдерах. Мы – среди тех, кто не сдал вовремя отчет. Пять лет труда – обидно, конечно.
Право на риск
ФИП, так же как и ФЭП, как писали еще в газете «Первое сентября», – это прежде всего право на риск. Тем более что касается нашего Центра. Он появился в условиях жуткой волны детской безнадзорности и высокого уровня подростковой преступности.
Риск был в том, что мы не просто брали тех детей, которых рекомендовали комиссии по делам несовершеннолетних, а еще и тех, которые совершили серии тяжких преступлений и кто сидел в следственном изоляторе. Мы ходили в суды, отбивали их – тогда нам поверили.
Благодаря статусу ФИП были спасены 1600 ребят от смерти и тюрьмы.
Подвиги педагогов во время пандемии
Конечно, приказ нужно корректировать, например, продлив на год статус ФИП, как продлили статусы своим клиентам некоторые российские и зарубежные компании: «Аэрофлот», Hotels.com, Booking.com и др. Потому что во всем мире понимают, что пандемия вносит неожиданные неприятные коррективы в жизнь людей и целых народов. Никто же не знал, что в марте на нас она обрушится.
Во время пандемии наши педагоги совершили подвиг. Поскольку только у 30 процентов наших детей есть гаджеты, педагоги объезжали детей и раздавали домашние задания, а потом собирали их.
Нам, единственным в крае, разрешили летом собрать детей на летнюю площадку, потому что все понимали, что дети голодные. Да, пока была учеба, мы собирали пайки и кормили их, а когда учеба закончилась – пайков не стало, возникла колоссальная угроза, что дети вернутся к кражам, потому что дома нечего есть.
Поэтому летом мы детей кормили и учили, у нас была производственная практика на станках. С соблюдением всех строжайших правил – санитайзеры, группы до 10 человек, маски, невозможность проведения запланированных в рамках проекта массовых мероприятий и пр.
То есть мы работали в экстремальных условиях – это же тоже надо было как-то учитывать!
Работа как смысл жизни
Я восхищаюсь работой Светленского губернаторского лицея, петербургской школы «Унисон», ижевской гимназией № 56, тем, что делает Ирина Осетрова в красноярском лицее № 9 – это мощные творческие коллективы, сильнейшие руководители, звездные школы, давно заявившие о себе и востребованные в России.
С кем-то я лично знаком, у кого-то бывал в школе, за кем-то слежу в интернете, смотрел онлайн, как выступал директор Губернаторского Светленского лицея Александр Сайбединов в Совете Федерации – страна ему рукоплескала!
Некоторые не учитывают, что есть педагоги, как у нас в Центре, для которых работа является смыслом жизни. Об этом много говорится, но на деле вышло, что известные в стране творческие коллективы – не самые худшие – оказались в аутсайдерах?
На мой взгляд, это серьезная ошибка, которая провоцирует негативное отношение к министерству. Я полагаю, что это ошибочное скоропалительное решение нужно изменить. Мне посчастливилось слышать Сергея Сергеевича лично (Кравцова, министра просвещения. – Прим. ред.). Он человек молодой, творческий, перспективный, сильный, инноватор, а команда почему-то принимает столь скороспешное непродуманное решение. Мне кажется, он бы не согласовал это шаг.
Записала Олеся Салунова