Экспертное мнение // Колонка

«Дело табак» и вейпы в школе: юридические вопросы


«Дело табак» и вейпы в школе: юридические вопросы
Иллюстрация: wallpapertip.com

На сегодняшний день очевиден вред для здоровья, который приносит курение электронных сигарет (так называемых «вейпов»). Образовательная организация согласно части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации. Кроме того, согласно пп. 1 части 1 статьи 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Таким образом попытка изъять у курящего в школе подростка сигарету и провести с ним разъяснительную работу имеет вполне законные основания.

Однако вопрос о юридической квалификации курения «вейпов» на территории школ долгое время не имел однозначного толкования. Тем не менее к настоящему времени этот вопрос достаточно ясно урегулирован.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устанавливает однозначный запрет на курение «вейпов» на территории школ в пп. 1 части 1 статьи 12.

Обращаем внимание на термин «территория». Речь идет не только о помещениях, но и о прилегающей территории, так что если старшеклассники покуривают на заднем дворе школы, то запрет распространяется и на них тоже.

Данная норма появилась благодаря Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции», вступившему в силу 31 июля 2020 года.

Изменения содержали в том числе достаточно сложное для толкования и применения определение так называемой «никотинсодержащей продукции», под которой понимаются «изделия, которые содержат никотин или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий)».

Также было внесено определение «устройства для потребления никотинсодержащей продукции», под которым имеются в виду электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Таким образом, установленный в отношении курения табака запрет был распространен на курение электронных сигарет («вейпов»).

До вступления в силу указанного закона Роспотребнадзор, администрация школ, врачи пытались ограничить оборот вейпов среди учеников школ посредством механизмов убеждения и (или) на основе собственных, весьма спорных с правовой точки зрения решений.

Вступивший в прошлом году в силу законопроект о запрете курения вейпов был разработан еще в далеком 2017 году и более двух лет «ходил по кабинетам». Это свидетельствует либо о некачественной разработке первоначального варианта законопроекта, либо о влиянии какого-нибудь «вейпового лобби».

В настоящее время возникает вопрос о последствиях нарушения запрета. Установленный в статье 6.24 КоАП РФ в отношении курения табака состав административного правонарушения формально не распространяется на никотинсодержащую продукцию. Термин «никотинсодержащая продукция» вообще отсутствует в КоАП РФ. В то же время из вышеприведенных федеральных актов следует, что обычные сигареты – «табак» и вейпы – представляют собой различные с юридической точки зрения понятия.

Поэтому полагаем необходимым внесение изменений в КоАП РФ для того, чтобы запрет был обеспечен реальной санкцией. Не совсем понятно, почему санкция не была внесена в КоАП РФ одновременно с запретом, но, возможно, это – дело будущего.

Тем не менее само по себе установление запрета на курение электронных сигарет дает возможность использовать такой механизм как дисциплинарное взыскание по отношению как к школьникам, так и к педагогическим работникам.



Новости





























































Поделиться