Городское образование // Статья

Почему физика для гуманитариев тоже может быть интересной


Почему физика для гуманитариев тоже может быть интересной

Вы знали, что высота Эйфелевой башни и вообще различных высоких металлических конструкций может достаточно сильно колебаться в разное время года? Оказывается, это связано с тем, что вещества в зависимости от температуры воздуха испытывают тепловое расширение. Например, высота Эйфелевой башни может изменяться до 10 сантиметров.

И это все физика – предмет, который в школе традиционно является одним из ведущих наряду с математикой и информатикой. Без физики мы не сможем познавать законы природы, изобретать новую технику, совершенствовать интернет-технологии. Каждый, кто увлекается или профессионально занимается физикой, использует математические знания и возможности языков программирования, но еще физикам желательно понимать про химические превращения веществ и биологические процессы в организмах.

«У многих есть убеждение, что физика даётся не всем. Это не так. Все зависит от педагога и способа подачи материала. Любого школьника, который считает себя гуманитарием, можно заинтересовать физикой», – уверен Кирилл Постовалов, учитель физики московской школы № 444.

Именно поэтому в школе открыли кружки по олимпиадной физике для учеников с 5-го по 11-й класс.

«Мы считаем, что, начиная с 5–6-х классов, необходимо ориентировать и заинтересовывать детей естественнонаучными, инженерными и техническими дисциплинами, – считает Кирилл Постовалов. – В 10–11 лет ребята с любопытством погружаются в предмет, сами проявляют интерес к различным турнирам и соревнованиям и проще вовлекаются в проекты и олимпиады».

Например, в 2019 году школьник «трех четверок» стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, были также призёры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, олимпиады им. Дж. К. Максвелла, Московской олимпиады школьников по физике, Международной олимпиады по экспериментальной физике в физической лиге.

Да и большинство преподавателей кружков по физике в прошлом и сами были призёрами и победителями российских и международных олимпиад, а когда перед глазами учеников – реальные примеры успеха, это мотивирует.

«Они знают специфику олимпиадных заданий, нестандартные методы решения задач, а главное – могут увлечь детей физикой, которой на самом деле увлечься просто», – объяснил Кирилл.

В 5–6-х классах программа включает основные разделы школьной физики. Ребята знакомятся с элементами механики, термодинамики, электромагнетизма, оптики на качественном уровне, благодаря чему формируется представление о целостности предмета. Школьники выполняют разные экспериментальные задания, изучают основы обработки результатов физического эксперимента, знакомятся с погрешностями, с приборами, лабораторными установками. У ребят развивается физическая и математическая интуиция.

«Да, конечно, предсказать результаты спортивных игр они не могут, но вот когда разливают чай на пол, знают, что нужно увеличить площадь поверхности как можно больше, чтобы жидкость быстрее испарялась и пол высыхал. Ну чем не физика?» - говорит учитель физики.

В 7–9-х классах кружок олимпиадной физики помогает ученикам выбрать предпрофильное, а впоследствии и профильное направление. Дополнительные занятия дают возможность закрепить и расширить предметные знания, которые необходимы для полного понимания законов природы.

«Задумывались ли вы, для чего фигуристы, исполняя элемент “Вращение”, вытягиваются в прямую, прижимая руки к телу или поднимая их наверх? Ответ прост – так они увеличивают свою скорость вращения, и художественный элемент становится более завораживающим. У наших девятиклассников отлично получается описывать законами природы это и другие явления», – поделился учитель физики.

Что касается 10–11-х классов, дополнительные занятия дают ребятам возможность самоопределиться и утвердиться в правильности выбора профильных дисциплин и в будущей профессии.

А еще совсем скоро в школе появится программа по биофизике, которую разрабатывают по запросу родителей и учащихся учителя физики вместе с учителями биологии.

«Биофизика – это и проектирование моделей костей и суставов, – рассказывает Кирилл Постовалов, – и описание процессов, происходящих в живой клетке, и изучение движения крови по сосудам и артериям в нашем организме, и изучение работы мозга».

Кажется, будет интересно.

Записала Олеся Салунова
Фото из архива школы



Новости





























































Поделиться