ЕГЭ и ОГЭ // Интервью

«Нынешние выпускники, сдающие ЕГЭ по английскому на высокие баллы, знают английский на уровне B2»


«Нынешние выпускники, сдающие ЕГЭ по английскому на высокие баллы, знают английский на уровне B2»
Фото: news.myseldon.com

Своими размышлениями на тему отмены ЕГЭ по иностранному языку уже поделилась директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. Дискуссию продолжает учитель английского языка московской школы № 444 Елена Мальцева.

– Елена Юрьевна, как Вы оцениваете отмену обязательного ЕГЭ по иностранным языкам?

– Это событие легко было прогнозировать, и не потому что это ненужный предмет (наоборот, знать язык на достойном уровне следует каждому выпускнику), а потому что школы пока не готовы проводить, принимать и оценивать этот экзамен в массовом порядке. Нужно будет разработать КИМы базового уровня, подготовить учителей.

Но обязательный экзамен по английскому необходим, поскольку это язык международного общения.

– Как Вы оцениваете КИМы по английскому языку?

– ЕГЭ по английскому языку достаточно современен и актуален и соответствует международным экзаменам – IELTS, TOEFL, он очень точно оценивает не только знания, но и навыки, потому что в него включено аудирование, чтение, письмо и речь, то есть именно то, чему мы должны учить и что оценивать на профильном уровне.

Нынешние выпускники, сдающие ЕГЭ по английскому на высокие баллы (75 и выше), знают английский на уровне B2. Еще лет 20 тому назад такое невозможно было даже представить.

– Но такая характеристика относится, наверное, только к выпускникам хороших столичных школ, а в регионах элементарно не хватает специалистов по этому предмету.

– К сожалению, этот дефицит сохраняется до сих пор. Но есть исключения. Я несколько лет проработала в школе Удмуртской Республики, где очень хорошо готовят преподавателей английского, и большинство из них идут работать по специальности, потому что других вакансий мало.

В Москве возможностей больше, и здесь даже высокие зарплаты не привлекают молодых специалистов с высокой квалификацией. Они находят себе работу в других сферах, даже менее оплачиваемую, чем в школе, но зато требующую меньших трудозатрат.

Труд учителя ненормирован, и всегда от него требуется отдача на сто процентов, и это многих отпугивает.

– Несколько лет назад экс-мэр Москвы Юрий Лужков установил двойные оклады для учителей иностранных языков, чтобы закрыть дефицит кадров в столичных школах. Это помогло исправить ситуацию?

– Это сыграло очень важную роль в то время, благодаря этому удалось сократить нехватку кадров. Однако недавний руководитель Департамента образования и науки Исаак Калина уравнял зарплаты всех преподавателей в школе, и теперь все получают одинаково. В любом случае зарплата достойная и конкурентоспособная для Москвы, но, как я уже отмечала, молодых специалистов с хорошим уровнем знаний это все равно не привлекает. Или они приходят, но через год все равно увольняются, потому что не готовы ни физически, ни психологически к такой работе.

– Заменят ли ЕГЭ Всероссийские проверочные работы, как это планирует Минпрос?

– Нет, потому что у ВПР другая цель – проверить текущие, актуальные знания, а ЕГЭ подводит итоги изучения английского языка в средней школе и готовность к поступлению в вуз.

– Представители Родительского национального комитета обратились с письмом в Минпрос, поскольку, по их мнению, обязательный ЕГЭ по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности РФ. Как бы Вы прокомментировали такую позицию?

– Мне кажется, это больше страх перед еще одним обязательным экзаменом. А угрозу я вижу как раз в незнании иностранного языка.

– В советской школе превалировал грамматико-переводческий метод преподавания языка. Насколько он препятствует изучению английского на современном уровне сегодня?

– Мы от этого уходим, и, кстати, во многом благодаря ЕГЭ, который требует навыков чтения, письма, аудирования, а задания по грамматике занимают не более 5%.

И эта тенденция переформатировала наши методики, чему я очень рада.

Практика показывает, что, если постоянно исправлять в речи ученика грамматические ошибки, то он замыкается в себе, у него развиваются комплексы, мешающие ему свободно и легко общаться.

Ошибки надо исправлять, но это не должно быть главной задачей.

Все специалисты, эксперты, проверяющие ЕГЭ по иностранным языкам, считают, что грамматические и лексические ошибки не играют первостепенной роли при сдаче экзамена и при изучении языка. Главное, чтобы состоялась коммуникация: чтобы ребенок выразил свои мысли, чтобы его поняли, и он понял своего собеседника.

– Насколько важны интересные темы для устного обсуждения на уроках английского?

– Очень важны, и они должны соответствовать возрасту детей, их увлечениям.

Если тема попадает в точку, урок проходит «на ура».

Например, старшеклассников привлекает тема успеха и карьерного роста, также им нравится обсуждать психологические и медицинские проблемы.

Ученикам профильных инженерных классов интересны технические темы.

– Какую роль, по Вашему мнению, играет профильный ЕГЭ по английскому языку?

– Факт в том, что ЕГЭ помогает мотивировать учащихся. Я считаю, что в случае введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку необходимо разделить его на два уровня: базовый и профильный. Профильный для тех, кто выбирает иностранный язык для более глубокого изучения в вузе, базовый – для всех как необходимый минимум для общения в современном мире.


29 июля на портале проектов нормативных актов был размещен приказ. На данном этапе проводятся общественное обсуждение и антикоррупционная независимая экспертиза, а 12 августа 2020 года приказ вступит в силу.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube