Образовательная политика // Статья

В чем выражается неадекватность подхода, основанного на выделении кафедр как структурного подразделения вуза?


В чем выражается неадекватность подхода, основанного на выделении кафедр как структурного подразделения вуза?
Фото: nau-spb.livejournal.com

В исторической науке второй половины прошлого века особое место занимает французский историк, социальный мыслитель Фернан Бродель. Его книга «Материальная цивилизация, экономика и капитализм», изданная еще в СССР во второй половине 80-х годов прошлого века, мгновенно стала бестселлером. Обладание этой книгой явилось своеобразным маркером, свидетельствующим о наличии доступа к дефициту и о принадлежности к культурному сословию интеллектуалов позднего СССР.

Одно из главных его достижений, безусловно, – разработка и оформление в науке понятия «структура повседневности» – географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни. Особое место занимают экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная с простейших торговых операций и заканчивая государственными институтами.

Это понятие вполне можно применить и в целях социологического анализа сегодняшних структур управления в сфере высшего образования.

Попытаемся, используя методологию Броделя, проанализировать такую структуру, как кафедры в образовательных организациях высшего образования.

Происхождение этого слова связано с практикой европейских университетов, в которых еще в позапрошлом веке под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. Каждой кафедре соответствовал один профессор, которого окружали доценты, адъюнкты и другие.

В настоящее время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в части 2 статьи 27 предусмотрена возможность образовательной организации создавать различные структурные подразделения. Кафедра является одной из разновидностей структурного подразделения образовательной организации, но также могут быть и другие структурные подразделения. Наиболее распространенным видом структурного подразделения в вузах до сегодняшнего дня являются кафедры.

Вместе с тем кафедры как структурные подразделения все больше и больше вызывают проблемы, связанные с недостатком такого рода формы организации деятельности в условиях складывающейся постиндустриальной экономики.

Выделение кафедр как структурных подразделений в вузах основывается на содержательной специализации. Кафедры образуются в зависимости от направления образовательной или научной деятельности, отраженных в образовательных программах. В этом плане выстраивается структура управления образовательной деятельностью вуза: кафедра (лаборатория) – факультет (институт) – образовательная организация высшего образования.

Такого рода структура управления характерна для индустриальной экономики. Так, на крупных индустриальных предприятиях структура производственной деятельности включает корпорации, заводы, фабрики, цеха, бригады, предполагающие разделение труда и промышленную специализацию. Армия индустриальной эпохи – это разделение на дивизии, полки, батальоны, роты и так далее, вплоть до отделения. Эти подразделения в свою очередь дифференцируются в зависимости от многих факторов, в том числе такого, как принадлежность к родам войск.

Совершенно очевидно, что в настоящее время эта структура подвергается эрозии, размывается и воспринимается как не вполне адекватная реалиям сегодняшнего дня.

В чем выражается неадекватность подхода, основанного на выделении кафедр как структурного подразделения вуза?

Выделим несколько очевидных признаков:

– кафедра представляет собой выделенную совокупность штатных единиц, обозначенную в штатном расписании вуза. Какое-либо изменение штатного расписания кафедры предполагает прохождение серьезной процедуры согласования внесения изменений в штатное расписание и утверждения нового штатного расписания.

В результате кафедры представляют собой негибкие, застывшие и сложно реформируемые сущности, обладающие низкой способностью быстро отвечать на внешние вызовы;

– кафедра выступает получателем ресурсов, в первую очередь финансовых, распределяемых внутри вуза. Финансовые ресурсы трансформируются в ставки, в нагрузку, а также в надбавки, доплаты, премии, другие бонусы. За эти ресурсы заведующие кафедрами и другие лоббисты вынуждены бороться. Отсюда – известный с советских времен термин «выбить», характеризующий деятельность заведующего и других людей по стягиванию на себя ресурсов. При этом реальная нагрузка может нерационально распределяться между кафедрами при отсутствии адекватного механизма компенсации увеличенных затрат. Разрешение этой ситуации, как правило, требует ручного управления процессом со стороны ректора или проректора;

– содержательный критерий дифференциации сферы ответственности кафедр в современное время практически не работает. Это хорошо заметно по «топовым» вузам, в которых происходят процессы бесконечно долгого в условиях сложностей, связанных с изменением штатных расписаний, деления кафедр, создания новых и реорганизации старых. Особенно в нулевых годах на популярных среди абитуриентов юридических и экономических факультетах и институтах «топовых» вузов, где на основе амбиций конкретных людей могли открываться кафедры экзотических «трамвайно-троллейбусного и банно-прачечного права», кафедра «какого-нибудь бизнеса» и другие. Характерным в этом смысле является постоянно повторяющееся смешение критериев дифференциации кафедр. Так, в рамках экономического факультета могут одновременно существовать, например, кафедра экономики труда и кафедра экономики торговли или кафедра нефтяной промышленности;

– процесс размножения кафедр до стадии, когда общий бюджет может это позволить, тесно взаимосвязан с процессом бурного роста разнообразных обеспечивающих подразделений – отделов и управлений вузов.

А бурный рост, в свою очередь, сопровождается увеличением бумажной отчетности в огромных масштабах, падающий как раз на кафедры. Таким образом, собственно учебная деятельность уходит на второй план.

Основной профиль деятельности кафедры – бумагооборот внутри вуза, опосредующий образовательную и научную деятельность;

– кафедра, не обладая самостоятельным статусом во внешних отношениях (включая права юридического лица), не может свободно взаимодействовать с партнерами, необходимыми для активизации образовательной научной деятельности. Тем не менее одной из главных задач в настоящее время для структурных подразделений вуза выступает обеспечение необходимой степени коллаборации с работодателями выпускников.

В результате возникают анекдотические случаи, когда на должность доцентов принимаются не обладающие формальными требованиями представители «работодателей» – механики, руководители гаражей, владельцы ларьков и т.д.

Очевидно, что то или иное современное образовательное или научное направление является слишком сложным и неоднородным, чтобы их можно было помещать в ячейки разделенных по содержательному критерию кафедр. Однако традиция и инертность архаичных структур достаточно сложно преодолеваются даже при очевидно устаревшем характере данных структур.

Некоторые вузы пошли по пути ликвидации кафедр и создания на их базе бюрократических монстров – учебно-научных департаментов. Эти монстры сложнееуправляются, чем кафедры, хотя движение к такого рода новым формам имеет определенный смысл.

В связи с этим следует обратить внимание на проектную логику формирования объединений преподавателей в вузе, которая предполагает гибкое регулирование структуры, обеспечивающей реализацию образовательных программ – создание временных объединений преподавателей и научных работников, сетевых структур, проектных групп, кластеров и других, без какого-либо посредничества штатных расписаний и решений ученых советов.



Новости





























































Поделиться

Видео