1 июня, в первый летний день, уже 70 лет отмечается Международный день защиты детей. Очень хорошо, что такой день есть, поскольку огромное число детей во всем мире страдают от болезней, насилия, жестокого отношения со стороны нас, взрослых.
Но иногда мне кажется, что нужен еще и день защиты нас, взрослых, потому что современным родителям, учителям, воспитателям живется тоже нелегко.
Многие столетия отношения «взрослый-ребенок» строились по принципу: «Взрослый всегда прав!» Прав, потому что он сильнее, умнее, только он знает, что нужно ребенку, а потому в воспитании все средства хороши. Но время идет, процессы гуманизации общества привели к тому, что ребенок из объекта воспитания превратился в его субъекта, наделенного собственными желаниями, мнениями, интересами и правами, которые обязаны учитывать и соблюдать взрослые люди. Это очень хорошо, но иногда маятник слишком сильно раскачивается в другую сторону, и тогда оказывается, что родители, воспитатели всегда виноваты перед детьми, что во всех ошибках, промахах, переживаниях, а иногда и преступлениях детей и подростков всегда виноваты взрослые.
Как это ни странно, но при таком, довольно популярном ныне, подходе ребенок снова объективизируется, но иначе. Идея, что ребенок – это tabula rasa, чистая доска, на которой взрослый может написать все что угодно, очень стара. Ребенок рождается пустым, чистым, и только от взрослых зависит, каким он вырастет. Если родители, а потом воспитатели и учителя будут писать только правильное, хорошее, всякий ребенок вырастет прекрасным человеком. И наоборот, любая ошибка взрослых ведет к непоправимым последствиям. Поэтому только в плохой, «неправильной» семье из прекрасных младенцев вырастают взрослые негодяи. Только поэтому все младенцы одинаковые, а взрослые разные. Это представление становится все более популярным, хотя все родители видят, что даже во младенческом возрасте их дети очень разные. И что при одном и том же воспитании характер ребенка формируется тоже совсем не одинаковым, что в этом характере, не говоря о способностях и склонностях, очень много врожденного.
Сейчас к этой идее о доминировании воспитания в формировании человека добавилось представление, что, если не учитывать всех (абсолютно всех!) запросов младенца, он получит психологическую травму, которую не сможет преодолеть всю свою жизнь. И вот тут родители оказались в ловушке: что бы ты ни делал, всегда это может быть ошибкой. Любое твое действие может оказаться фатальным для малыша. Эти страхи подогревают горе-психологи, особенно заполнившие интернет: «20 слов, которые никогда нельзя говорить детям», «Если 25 раз в день вы не поцелуете и не обнимете ребенка, он вырастет несчастным», «Без 2-летнего кормления грудью ребенок будет испытывать дефицит привязанности». Приходилось даже читать, что нельзя привлекать детей к домашним обязанностям, поскольку это размывает у них представление о взрослых и детских обязанностях, что ведет к психологическим проблемам. И уж, конечно, не должен подросток помогать родителям в уходе за младшим братом или сестричкой – для себя рожали, сами и занимайтесь.
Если совсем обобщить, то новая парадигма такова: поскольку ребенок слаб и чрезвычайно раним, все должно быть для него и ради него, «все лучшее – детям». При этом все чаще приходится слышать от родителей: «Ребенок мне ничем не обязан, он не просил меня себя рожать. Когда вырастет, у него будут обязанности только перед своими детьми, на его помощь я не хочу и не буду в старости рассчитывать».
Учитель обязан увлечь ребенка, если тот не хочет учиться, это всегда вина учителя, а потом преподавателя вуза – не сумел увлечь. Ребенок не должен хотеть учиться – это задача взрослых. Ребенок взрослеет медленно, с него нельзя требовать взрослого поведения и ответственности чуть ли не до 30 лет.
Родителям становится все труднее, это очень заметно по тому, как они описывают свои взаимоотношения с детьми. Еще не так давно главной темой было безоблачно счастливое родительство. Конечно, очень сильно приукрашенное, но именно такое описание было нормой. Сейчас все наоборот: родительство все чаще описывается как подвиг, как самое большое испытание в жизни. Во многом именно из-за стремления стать идеальными родителями, то есть такими, которые удовлетворяют все запросы ребенка, что позволит ему вырасти счастливым. Вряд ли это обеспечит малышу будущее счастье, которого трудно ожидать без ответственности, но неврозы у матерей, судя по всему, случаются все чаще, как и депрессии.
Итак, у взрослых много обязанностей, но нет прав. Ребенок всегда прав (нет плохих детей), взрослые всегда виноваты – иначе откуда берутся не очень хорошие дети, а потом плохие взрослые?
Хорошо ли жить взрослым с постоянным чувством вины? Идет ли это на пользу детям? Почему в самолете в случае опасности сначала надо надеть маску на себя, а потом на ребенка? Не настанет ли момент, когда это будет восприниматься как посягательство на детские права? Вопросов много, ответов пока нет, а маятник качается и качается. Может быть, правда нужен День защиты взрослых? Не от детей, конечно, – от других взрослых и от своих страхов и опасений?