«Конфликт отцов и детей вечный», – раздраженно скажут противники теории поколений. Это правда, но есть нюансы. В них мы и разберемся. Вероятно, впервые в истории человечества мы находимся в ситуации, когда люди предыдущих поколений – X (1965–1979 годов рождения), миллениалы (1981–1995) и Z (1996–2010) – так хорошо осведомлены о своих особенностях, осознают себя именно как группу с определенными паттернами поведения, ценностями и взглядами на жизнь и понимают, что воспитывают новых людей. Безусловно, вопрос отцов и детей всегда волновал общество, но воспринимался скорее с позиции «сверху вниз», где младшим нужно было бунтовать, а старшим – максимально сохранять устои, нормы и правила. В современном мире, благодаря интернету и доступности большого количества информации, исследований и мнений, взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к ним с уважением и ответственностью. А если еще не относятся, то технологический прогресс, благодаря которому их дети действительно живут в новой реальности по другим законам, их заставит.
Термин «поколение альфа» был придуман Марком Маккриндлом, австралийским демографом и исследователем. Рожденные после 2010 года – года выпуска первого iPad – растут в домах, где Siri и «Алиса» могут ответить на любой вопрос. Они учатся в школе на интерактивных поверхностях, и, возможно, им больше никогда не понадобится сдавать экзамен на получение водительских прав из-за достижений в области технологий автономных транспортных средств. Как общаться с альфами, чему мы их можем научить и от чего их стоит огородить? Инструкция по применению к первому технологическому поколению от основателя Монтессори-центра SAMI Натальи Макеновой.
Согласно исследованию Маккриндла (Generation next: Meet Gen Z and the Alphas), более 2,5 млн человек во всем мире рождается каждую неделю, а это означает, что к 2025 году представителей поколения альфа может быть около 2 млрд. Ожидается, что эти люди станут самыми образованными из всех предыдущих поколений.
В чем сила и слабость альфы?
Главная особенность этих детей – технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту. Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает. И это их сила и слабость одновременно. Возможности – такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир, – с одной стороны, безграничны, а с другой – непостоянны. Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети впадают в ступор, не понимая, что делать дальше.
Другая их отличительная черта – наличие так называемого бесшовного мира. Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства.
Они могут легко перемещаться между мирами, выстраивать и поддерживать общение между континентами, в разных часовых поясах и на разных языках, не чувствуя себя при этом перегруженными. Исходя из этого, нужно понимать, что, когда взрослый говорит ребенку «ты слишком много сидишь в интернете», для альфы это звучит как «ты слишком долго гуляешь на улице» или «ты слишком много разговариваешь с друзьями». Находиться в интернете для них – естественная и базовая потребность.
Что они делают в интернете?
Если они проводят большую часть жизни онлайн, у родителей возникает важный вопрос: а чем они там занимаются? Чтобы ответить на этот вопрос, киностудия «Союзмультфильм» провела большое исследование детской интернет-культуры совместно с insights-консалтингом Signal by ONY. Команда изучила различные площадки (YouTube, Twitch, VK, Like, TikTok), просмотрела больше 100 российских и зарубежных мультфильмов и провела семиотический анализ собранных материалов. Результаты были эксклюзивно опубликованы в онлайн-версии Forbes Life в декабре 2019 года. Согласно исследованию Университета Айовы, к двум годам 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. Каждый пятый из поколения альфа имеет планшет в возрасте 3–4 лет, почти каждый второй – в возрасте 5–7 лет, по данным Ofcom. В основном гаджеты используются для видеоигр, просмотра мультфильмов и смешных видео. Это значит, что современные дети обладают большой долей самостоятельности при выборе контента. В «детском интернете» ки, челленджи, анпакинги, DIY, ситкомы и стримы. Дети трансформируют старые форматы, изобретая новые типы контента. Например, они не просто играют в компьютерные игры, а используют формат let's play (пользователь записывает свое прохождение игры и выкладывает видеоблогом). Поколение альфа и младшие Z выбирают абсурдно-юмористический контент, даже если в нем совсем мало смысла. По данным Ofcom, смешные ролики – второй по популярности тип видео (53%) среди пользователей в возрасте от пяти до восьми лет. Яркий пример – российский блогер HiMan, число подписчиков которого превышает 11 млн. Популярность бессмысленного с точки зрения миллениалов контента – драйвер быстрого роста таких соцсетей, как TikTok и Like App (аналог первого). «Столкновение» нескольких вселенных – часть жизни нового поколения детей. Они легко сочетают героев из разных мультфильмов, видеоигр или мемов и создают с их помощью новую историю. Для современных детей у форматов нет границ – они свободно перетекают друг в друга, рождая странные коллаборации. Производители контента начинают учитывать этот тренд. На смену камерной реальности «Ледникового периода» с собственными законами времени и вселенной Marvel, где каждый персонаж изначально находился в индивидуальном мире, приходят мультфильмы вроде «Ральф против интернета», где все персонажи Диснея (от «Звездных войн» до мультфильмов про принцесс) встречаются в одном сюжете. Исследования говорят о том, что семейные привычки медиапотребления постепенно становятся отличительной чертой современного воспитания. Это может быть спровоцировано тем, что, по данным Ofcom, родители и дети часто имеют одинаковые предпочтения. В результате исследования руководство «Союзмультфильма» пришло к выводу, что большинство российских мультфильмов не работает на территории новой детской культуры. В интернете эта культура гораздо более свободная и искренняя.
Не агрессивные и толерантные
Поколение альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности и персонализации окружающего мира. Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения. Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой. Просто потому, что не знают, что может быть по-другому. Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне, который переживали предыдущие поколения. У этого есть обратная сторона – они более ранимы. Представителей поколения альфа легко уколоть и обидеть, ведь у них нет сильных психологических защит, потому что они не натренированы на борьбу.
Альфа – сомневающееся поколение. Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы.
Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной. Они сами прочитают о важности вакцинации и найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке, до законов термодинамики.
Как учить этих детей?
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне больше трех часов в сутки, отстают по каким-либо параметрам в развитии. Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно. Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами. Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности. Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним и помогать ребенку осваивать и реальный мир тоже. Дети должны уметь о себе позаботиться. Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного. Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине. Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на аутсорс искусственному интеллекту, а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
Еще одна особенность поколения альфа, влияющая на обучение, – ценность репутации и моральных норм, которыми они руководствуются. В их мире, особенно виртуальном, зачастую агрессивно пропагандируют успех, высокие идеалы, экологические манифесты, заботу о себе, психологическую гигиену. Все это порождает тревожность и повышенную чувствительность к своей репутации, желание социального одобрения и разделения взглядов.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки, ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии, бедности, экономического неравенства. А с другой – мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки. Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше, выше, сильнее каждую секунду. Дети видят, как легко можно набрать обороты и стать популярным и значимым, а потом все потерять, потому что появился новый герой, за которым уже не поспеть.
Кроме того, быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение альфа, поэтому пытаются дать все и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.