Период обучения грамоте – исключительно важный этап формирования личности ребенка. Именно с этих уроков начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, общаться со своими одноклассниками, учителями, овладевает нормами поведения в школе.
Учебник «Букварь» – основная книга в развивающем обучении, которая предназначена для организации совместной работы взрослого и ребенка в период обучения грамоте и чтению. «Букварь» разработан с опорой на психолого-лингвистические основы первоначального обучения грамоте, сформулированные Д.Б. Элькониным.
В чем же его особенность?
Прежде всего в том, что на добуквенном этапе он психологически готовит малыша к обучению. Сначала «Букварь» вводит его в новую для него жизнь: знакомит с одноклассниками, задает ситуации общения на уроке и перемене, за пределами школы, анализируя их, ребенок понимает и объясняет, какое общение недопустимо и почему. Особое внимание на этом этапе уделяется этике речи. Дети знакомятся с формулами приветствия, прощания, благодарности, пожелания, извинения, выясняют их функцию в речи. Так обогащается речь первоклассников этикетными словами, оборотами и конструкциями.
Достаточно длительный этап звукового анализа позволяет уже в добуквенный период подготовиться к чтению, поскольку построение звуковой схемы слова обязательно сопровождается ее слитно-протяжным чтением. Это и «интонирование» каждого звука в слове ([ссслон], [слллон], [слооон], [слоннн]), и контрольная операция: «прочитай», получилось ли слово ([ссслллоооннн]). Отработанные таким образом способы звукового анализа предупреждают трудности прочтения закрытого слога и стечения согласных, а это значит, что проблемы «слияния» при обучении чтению по «Букварю» не возникает.
Увеличение объёма речевой и фонетической работы также готовит учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений, кроме того, сформированные в добуквенный период фонетические умения приобретают исключительное значение при обучении языку на последующих этапах обучения.
На развороте «Букваря» подается основной материал, который перемежается страничками с текстами для слушания, а впоследствии для совместного чтения учителем и читающими детьми.
Основная цель – создание атмосферы литературного чтения, приобщение детей к культуре чтения. Они позволяют дифференцированно подойти к обучению чтению: не тормозить развитие читательских умений у детей, уже имеющих навык чтения.
В «Букварь» включены произведения А. Пушкина, Л. Толстого, В. Бианки, В. Чарушина, К. Чуковского, С. Маршака, М. Пляцковского, Н. Сладкова, Г. Цыферова, В. Берестова, В. Лунина, а также современных детских поэтов и писателей: Б. Заходера, О. Григорьева, И. Токмаковой, С. Козлова, Ю. Коваля, Т. Майоровой и многих других.
Чтение произведений этих авторов помогает учителю развивать у детей способность восприятия произведений различных жанров и стилей, обогащать опыт жизненных и читательских переживаний учащихся, формировать творческое воображение, эстетическое восприятие красоты родного языка, воспитывать потребность в слушании и чтении литературных произведений, приобщать к культуре чтения.
Большое внимание в учебнике уделяется развитию произносительной культуры первоклассников. Именно поэтому в «Букваре» много скороговорок, чистоговорок, загадок и других произведений малых фольклорных жанров. Все это стимулирует речевую активность ребенка.
Диалогический характер подачи материала в «Букваре» ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и поиска способов ее решения, то есть порождает содержательные мотивы общения на уроке. Особое внимание в период обучения грамоте уделяется сотрудничеству не только учителя и учеников, но и коммуникации между учениками. Содержание «Букваря» позволяет учителю создать специальные проблемные ситуации, которые помогают ребенку осознать потребность в новом знании.
Таких ситуаций, которые мотивируют учеников к диалогу с одноклассниками и к совместной работе в парах и малых группах, немало. Именно совместная работа предоставляет ребенку, который по разным причинам не может включиться в общеклассное обсуждение того или иного вопроса (повышенная тревожность, слабая дошкольная подготовка, логопедические проблемы), возможность высказать свою точку зрения. В учебном диалоге совершенствуются коммуникативные умения учащихся.
Главная задача буквенного периода «Букваря» – определить, что между звуком и буквой есть разница, и усвоить способ построения буквенной записи слова в соответствии со слоговым принципом русской графики. Согласно этому принципу, звук в слове можно обозначить буквой только с учетом его позиции в слове.
Этот принцип обнаруживается в обозначении твердости-мягкости согласных звуков и звука [й] на письме. На его основе принципа выделяется способ письма, ориентированный:
а) на качество согласного звука.
Например, чтобы выбрать букву для обозначения гласного звука, например, для звука [а] в слове [м’ата], надо учесть качество предыдущего согласного – твердый он или мягкий. Если мягкий, надо писать Я, если твердый – букву А;
б) на способ чтения, который ориентируется на букву гласного звука.
Например, чтобы прочитать первый слог в том же слове мята, надо сначала посмотреть, какая буква гласного следует за буквой согласного: буква А, обозначающая твердость предыдущего согласного, или Я, обозначающая его мягкость.
Такая взаимообусловленность способов письма и чтения позволяет одновременно, а не параллельно, обучать письму и чтению. Раскрытию слогового принципа русской графики и на его основе формированию осознанных действий чтения и письма способствует особая система введения букв.
«Букварь» предполагает такой способ общения с ребенком, когда не нужно ничего зазубривать.
Все открытия и выводы, сделанные детьми на уроке, представлены в учебнике графически. Это дает возможность не заучивать правила, а формулировать их своими словами, «считывая» их со схемы.
В «Букваре» представлен материал на все этапы учебной деятельности учеников: постановка задачи, анализ и моделирование, отработка того или иного действия, контроль и оценка. Это позволяет детям осмыслить все то, что было изучено на уроке, и рассказать об этом родителям.
В учебнике есть задания на все виды речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение и письмо, способствующие не только развитию коммуникативных навыков и обогащению словарного запаса учащихся, но и формированию социальных навыков взаимодействия и сотрудничества.
В послебуквенный период дети повторяют правила русской графики, фиксируют отношения между звуками и буквами в виде обобщенных схем, совершенствуют технику и осмысленность чтения, приобретают первые навыки работы с текстом. Они получают начальный опыт анализа художественного произведения: узнают о существовании разных видов (жанров) произведений, учатся оценивать героев, их поступки, видеть выразительность поэтического слова.
Кроме того, изучение художественных текстов раздела способствует развитию речи: участию в диалоге, умению давать точные ответы на поставленные вопросы, аргументировать ответ, способствует совершенствованию монологического высказывания. Тексты и задания к ним обогащают словарный запас, ученики получают первоначальное представление об эмоциональном характере речи (эмоционально окрашенной лексике: ласковой и грубой) и готовят детей к таким учебным предметам, как русский язык и литературное чтение.
Поскольку ведущей деятельностью детей шестилетнего возраста является игра, в учебнике созданы условия для перехода от игровых форм деятельности к учебным, а значит, для формирования умения учиться.
Например, в «Букваре» есть различные обучающие игры со словом.
Итак, какие преимущества у учеников, которые будут заниматься по этому учебнику?
Каждый ученик, независимо от уровня дошкольной подготовки, получает возможность саморазвития и самосовершенствования путем решения задач творческого, поискового, деятельностного характера.
Работа в паре и группе дает ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, предоставляет возможность высказать свою точку зрения в микроспоре. Кроме того, у детей вырабатывается уважительное отношение к точке зрения других учеников, которая отличается от их собственной.
Первоклассники учатся читать графические схемы и модели, овладевают алгоритмами действий с единицами языка, которые раскрыты в учебнике.
А учителю будет легче работать с этим учебником, поскольку в «Букваре» четко прослеживается логика изучаемого материала, который разворачивается как система учебно-практических задач.