Образовательная политика // Статья

Отмена ОГЭ, проблемы дистанта и досрочное завершение учебного года

Рейтинг актуальных событий в образовании.

Отмена ОГЭ, проблемы дистанта и досрочное завершение учебного года
Фото: tvkrasnodar.ru

ОГЭ отменить, ЕГЭ перенести?

На первое место в рейтинге самых актуальных и обсуждаемых событий можно поставить отмену ОГЭ.

Официального приказа пока нет, но министр просвещения Сергей Кравцов такого решения не исключает.

«Возможно, мы примем решение, которое освободит учащихся от итоговой аттестации <…> и аттестация пройдет по текущим оценкам», – отметил министр, напомнив, что ранее была отменена сдача ОГЭ по всем предметам, кроме русского и математики.

По словам Кравцова, экзамены состоятся, когда ситуация с распространением коронавируса наладится, а жизни и здоровью школьников ничего не будет угрожать.

Родители девятиклассников опасаются, как их дети смогут поступить в колледжи и техникумы.

«Я думаю, колледжи с высокими конкурсами на популярные направления подготовки проведут свои вступительные испытания, а остальные будут брать по школьному аттестату», – считает член-корреспондент РАО Виктор Болотов.

На вопрос о том, как учреждения СПО проведут дополнительные испытания в условиях пандемии, эксперт отвечает: «Предположим, вы хотите поступить в ювелирный колледж, где требуется проверить художественные способности абитуриента. Если предоставить право сделать рисунок дома, то как проверить, что эту работу выполнили именно вы, а не кто-то другой?»

По мнению Виктора Болотова, экзамены в колледжах можно провести в очной форме, выполняя все правила Роспотребнадзора, а именно: соблюдение социальной дистанции, наличие масок, дезинфекция помещений.

«Я не вижу здесь особых проблем», – заключил эксперт.

Безусловно, не уходит из повестки дня и тема переноса сроков ЕГЭ на фоне неопределенной ситуации с развитием пандемии.

Так, начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский констатировал, что альтернативы ЕГЭ пока нет.

По всей видимости, Минпрос будет переносить сроки ЕГЭ, что называется, «до последнего».

Такую позицию разделяют вузы. Об этом свидетельствует заявление общего собрания ассоциации «Глобальные университеты» от 7 мая 2020 года «Об организации приемной кампании в вузы в 2020 году», в котором предлагаются следующие меры:

Во-первых, школьные аттестаты выдать в 2020 году без проведения ЕГЭ, на основе школьных оценок.

Во-вторых, провести ЕГЭ в конце июля – начале августа, причем только для тех выпускников школы, которые собираются поступать в вузы. Это позволит отказаться от экзамена по базовой математике.

В-третьих, прием документов, конкурсную процедуру и зачисление в вузы провести с 15 августа по 1 сентября по традиционной процедуре полностью в дистанционном режиме. В этот же период вузам, сохранившим собственные вступительные испытания, провести их также с использованием онлайн-технологий. Зачисление на платные места разрешить вузам проводить до 1 октября включительно».

«Помоги учиться дома»

Второе место в топе самых обсуждаемых занимает тема дистанционного обучения. Об этом красноречиво свидетельствует программа ММСО (Международного московского салона образования), который в этом году прошел с 26 апреля по 8 мая в онлайн-формате.

Там наряду с проблемами организации дистанта в школе особое внимание было уделено дискуссиям о смешанном обучении, семейном образовании, участию родителей в образовании своих детей.

По-прежнему острой остается проблема обеспечения детей техническими средствами для обучения на дому.

Как заявила глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, российским детям для удаленного обучения нужны, по предварительным оценкам, от 1,5 до 2 млн компьютеров.

С целью ликвидации дефицита АСИ вместе с Минпросвещения и «Единой Россией» запустили всероссийскую благотворительную программу «Помоги учиться дома». Акция предусматривает сбор компьютеров для нуждающихся школьников, чтобы они могли дистанционно обучаться во время пандемии коронавируса.

«Игра в дистант»: отпустить детей на волю или продолжать мучения?

Не менее злободневной остается тема досрочного завершения учебного года. Она занимает третье место в рейтинге наиболее актуальных событий.

Минпросвещения озвучило рекомендации для регионов, когда следует закончить учебный год. Они опубликованы в телеграм-канале «Большая перемена», который ведут представители ведомства.

Для 1–8-х классов – 15–16 мая, для 10-х классов – до 29/30 мая, 9-м и 11-м классам рекомендовано завершить обучение до 5 июня.

Но некоторые регионы поторопились закончить учебный год раньше.

Так, по приказу Министерства образования Хабаровского края ученики 1–3-х классов ушли на каникулы уже с 13 апреля. Школьники 4–6-х классов отправились на отдых с 20 апреля. Для семиклассников завершающим днем учебного года стало 26 апреля, а вот восьмиклассники в удаленном формате продолжили «грызть гранит науки» до 14 мая.

Генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов подверг резкой критике действия образовательного ведомства этого региона.

«Меня возмутил не только сам факт досрочного завершения учебного года, но обоснование этого решения: после того как мы отправим на каникулы всех школьников, прекратятся сложности с использованием онлайн-платформ для дистанционного обучения». (oka.fm) В переводе на русский язык это означает: в связи с тем, что мы не умеем учить, закрываем школы. Вместо того чтобы осваивать дистанционные технологии и развивать навыки в этой сфере, мы прекращаем учебу и отпускаем детей на волю», – заявил он в интервью «ВО».

Однако некоторые эксперты думают иначе. Например, генеральный директор Издательской фирмы «Сентябрь», главный редактор журнала «Директор школы», профессор Института образования НИУ ВШЭ Константин Ушаков отмечает:

«Те школы, которые хотели и могли учить удаленно, справляются успешно, но есть огромное количество школ, которые не способны это делать по самым разным и не зависящим от них обстоятельствам. Либо нет инфраструктуры вообще никакой, либо вдруг выяснилось, что у детей не у всех есть смартфоны и т.д. Но мы упорно требуем выполнения программ. Хорошо, что какие-то регионы отказываются продолжать эту игру в дистант и отправляют детей досрочно на каникулы. Если не могут, то зачем мучиться?»

Одновременно с темой досрочного окончания учебного года обсуждается и организация летнего отдыха детей. Так, мэр Москвы Сергей Собянин констатировал, что организация детского отдыха приостановлена до 31 июля 2020 года.

«По поводу третьей смены в августе примем решение позднее», – сообщил он в своем блоге.

Мэр города объяснил, что в ближайшие месяцы большинство регионов страны вряд ли смогут принять детей из Москвы. И проведение городских смен в школах также несет риск возникновения очагов заболевания на фоне роста числа инфицированных в столице.

Нацпроект: пересмотреть и увеличить

Примечательно, что ряд обсуждаемых тем пополнил Национальный проект «Образование». Специалисты предлагают увеличить объемы его финансирования, направив средства прежде всего на развитие цифровых технологий.

Об этом заявила член комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Пилипенко в своем выступлении на ММСО:

«Нам нужно не только пересмотреть мероприятия Нацпроекта с целью предотвращения вынужденной цифровизации, но обеспечить прозрачность, эффективность и взаимосвязь проектов между собой. Для этого требуется единый регулятор – тот федеральный орган власти, который бы взял на себя функции интеграции между собой показателей Нацпроекта как с точки зрения ресурсной базы, так и цифрового образования».

Эту позицию разделяет и профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

«Обязательно нужно пересмотреть нацпроект “Образование”, значительно расширив финансирование таких проектов, как “Успех каждого ребенка”, “Учитель будущего”, “Цифровая образовательная среда”, “Современная школа”, потому что запланированных расходов (784,5 млрд руб. до 2024 года) решительно не хватает для того, чтобы оказать существенную, ключевую поддержку отрасли образования в условиях такого изменения жизненного уклада.

Пересмотреть для того, чтобы сделать акцент дополнительного финансирования на развитие именно компьютерных навыков и грамотности у педагогов, у администрации школы, у родителей, которые сегодня, как никогда раньше, вовлечены в учебный процесс».

Можно прогнозировать, что в ближайшее время в числе приоритетных тем останутся: отмена/перенос сроков ОГЭ и ЕГЭ; дистанционное обучение в школах и вузах; сроки завершения учебного года; эффективность использования средств в рамках госпрограмм и нацпроектов по направлениям цифровизации образования.

Кроме того, во второй половине мая первые строчки в повестке образовательных дискуссий займет тема ФГОС: 13 мая состоится Общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар «Содержание образования. Результаты. ФГОС 4.0».




Новости





























































Поделиться