Если бы я задумался, какой самый великий вопрос педагогики, то скорее всего бы сказал: самый великий вопрос педагогики – это вопрос о том, как взрослым общаться с собственными детьми. Я имею в виду не только родителей, но и учителей, и профессоров вузов… Я имею в виду диалог между поколениями. Этот вопрос проходит через любые педагогические концепции. Он касается психологического подхода к умению завоёвывать доверие друг друга и, главное, понимать друг друга.
Иными словами, разговаривать с детьми так, чтобы они тебя не только слышали, но и слушали.
Как разговаривать с детьми так, чтобы они тебя понимали, и как превратить разговор на уроке в разговор по душам, в разговор «душа в душу», выражаясь более высокопарно – как общение душ.
Вот те ключевые вопросы, которые век за веком решает каждое поколение взрослых, которые смотрят на своих детей как на своё неповторимое продолжение.
В проекте Сбербанка («Сбербанк для детей и родителей» при участии экспертов в области образования и психологии. – Прим. ред.) мы постарались обсудить очень непростые вопросы, касающиеся общения между взрослыми и детьми. Есть темы, которые табуированы; есть темы, на которые тяжело говорить... Как детям рассказывать об истории? Как детям рассказывать о войне? Как сделать так, чтобы рассказ о смерти был понятен детям и не травмировал их психику?
Это стержневые вопросы для создания четырёх путеводителей, подготовленных Сбербанком к 75-летию Победы.
Ребёнок трёх, четырёх, пяти лет, а бывает и раньше, уже делает открытие: я – смертен, жизнь – конечна. Это открытие часто становится травмой. Мудрое смысловое общение со взрослым становится тем, что поможет ребёнку понять, что такое жизнь, что такое смерть и как к этому относиться.
Прежде всего к тому открытию, что тот, кто приходит в этот мир, рано или поздно его покинет.
Для нас одним из ключей в проекте оказалась формула: тот, кто знает зачем, найдёт любое как.
Я повторяю эту формулу, высказанную Виктором Франклом (австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. – Прим. ред.), в более емкой форме: тот, кто знает зачем, сможет выстоять любое как, практически как методологический узел любого проекта, как стержень любого общения на земле. И мне неважно, обсуждаем ли мы ФГОС 4.0 или говорим о табуированных темах. Вопрос «зачем?» задает свет и высвечивает смысл, ради которого мы общаемся. Если мы видим смысл, то, ради чего, мы всегда сумеем и найти, и выстоять в этой жизни любое как.
Поэтому через наш проект проступает как пульс постоянное обращение к работам мудрого и доброго человека, одного из самых мудрых психологов, создателя экзистенциальной психологии Виктора Франкла.
Очень хочется, чтобы наши путеводители были полезны родителям, учителям и детям.
И ещё раз напомню: многие учителя – это и есть родители, которым так же трудно разговаривать со своими детьми, а порой ещё труднее, чем с детьми в классе.
От редакции
Подробнее о проекте читайте здесь.