Дистанционное обучение // Статья

«Ваше негодование вызывает не "безделье" учителей, а ваша неспособность заставить детей делать уроки»

Обращение к родителям, которые учатся вместе с детьми на дистанте.
  • 30 апреля 2020
  • 12000

 «Ваше негодование вызывает не "безделье" учителей, а ваша неспособность заставить детей делать уроки»
Фото: falecomunicacao.com.br

На почту редакции пришло письмо в ответ на статью Анны Ивановой «Сюр дистанционного обучения. Обращение мамы школьника к учителям». Автор письма, учитель истории Николай Панчишкин пишет, что его текст только для тех родителей, которые разделяют точку зрения мамы ученика московской школы Анны Ивановой. Публикуем.

Господа родители, я (не могу говорить от имени всех учителей) вам очень благодарен, что в эти сложные времена дистанта вы вместе с нами (еще раз – я говорю не про учителей, а конкретно здесь – про себя и своих учеников) пытаетесь что-то делать.

Но, господа родители, было бы здорово, если бы вы в условиях «новой реальности» – я понимаю, что вам скучно в условиях карантина – не пробовали сначала выполнять мою работу, а потом, устав и увидев напрасность/бесполезность/бессмысленность этих усилий, работу своего ребенка.

Сегодня, сидя у себя дома, я действительно выступаю не в роли источника знаний и дирижера, а в роли навигатора – определяю направление, даю задание, указываю источники. Для ребенка! У вас дома есть учебник, по которому вашему домашнему школьнику надо изучать заданный мной новый материал; компьютер или смартфон, где можно посмотреть дополнительный учебный материал по теме или пройти тест для проверки качества усвоения этих знаний. Именно этот путь я предлагаю вашему ребенку пройти вместе со мной. Пройти без вас! Просто потому, что в качестве итога этой совместной работы мне не нужны ответы из слов, которых ребенок не знает и которых нет в учебнике, или вообще записанные рукой взрослого человека. Вы же, взявшись параллельно со своей выполнять и мою работу, делаете вывод: я и другие учителя вам не нужны. Глядя на присланные вами работы, я понимаю: дети вам тоже не нужны. Что ж, по-вашему, все логично: вы-то смогли заменить собой всех.

Но при всем при этом я не пытаюсь убрать вас из образовательного процесса. Более того, мнение о вашей главной роли в образовательном процессе мне очень нравится. Я его полностью разделяю! Без вас моя работа становится безрезультатной, а значит – бессмысленной. Ваше возмущение учителями показывает, что за короткое время дистанта вы поняли: учебная деятельность – это принудительная деятельность по усвоению научных знаний, умений, навыков.

Признайте, ваше негодование вызывает не «безделье» учителей, а ваша неспособность заставить детей делать уроки.

Дети не хотят напрягаться и учиться. Они хотят играть и общаться. Учиться их надо заставлять. В школе это делал я, учитель. Делал, чувствуя к себе их и ваше негативное отношение. Не удивляйтесь, дети – зеркало своих родителей, и очень четко видно, где простое нежелание работать вдруг получает какое-то обоснование, опору. Заявление девятиклассницы о том, что ей не сдавать историю, поэтому ей не нужны знания, а нужна хорошая оценка, я один в один услышал на родительском собрании.

Теперь вспомните, что плохого вы говорили обо мне, об учителях, о школе в целом своим детям или при них – все, что позволяет им как-то оправдать себя, они впитывают как губка. И теперь, когда вы заняли мое место, весь этот негатив перенесли и обрушили на вас...

Понимаю, не понравилось.

Поэтому без вас не будет никакой работы вашего ребенка, для которого вы (не расслабляйтесь – это временно) безусловный авторитет. Это именно ваша позиция, а позицию учителя уступите мне и моим коллегам. Мы будем учить его читать, писать и считать, научим работать с источниками, научим приемам умственной деятельности и многому другому. Кстати, умерив свои амбиции учителя истории, я на дистанте занимаюсь именно этим: заставляю читать, выделять главное и делать планы для пересказа, заполнять таблицы, определять причинно-следственные связи и правильно формулировать ответы.

В таких условиях фактуру дети все равно нормально не усвоят, но хотя бы будут уметь находить и применять необходимые знания.

Вам также не надо делать уроки вместе с ребенком или вместо него. Займитесь своей работой, для которой не имеет никакого значения, в какой – старой или новой – реальности учится ваш ребенок. Займитесь развитием у него чувства ответственности и навыков самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля – это пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни. Займитесь формированием у него мотивации к учебе, ведь именно она является основанием успешности совместной деятельности учителя и ребенка, нашей с ним работы. Когда этим занималось государство, безграмотные крестьяне напутствовали своих детей: «Учись, человеком станешь!» И те становились врачами, инженерами, учеными... Сегодня это исключительно ваша забота.

Что же касается сегодняшнего дистанционного обучения, то это временная мера, которая, к сожалению или счастью, выставила на всеобщее обозрение реальные проблемы системы образования. Злом в чистом виде она станет, если вопреки всему заменит традиционную школу.

Пока же реальное дистанционное образование, а не тот аврал, что мы так называем, – действительно отличная вещь. Еще лет десять назад с каким-то журналом для подростков в руках это объяснял мне мой собственный ребенок: «Если восемь часов в день серьезно заниматься изучением какого-то вопроса, используя интернет, то через пять лет можно войти в десятку крупнейших специалистов в мире по этому вопросу!» Даже если ставить перед собой цели поскромнее, возможности поистине фантастические: безграничное общение, делающее доступным лучших преподавателей и экспертов по любому интересующему вас вопросу, а также огромное количество платных и даже бесплатных образовательных ресурсов.

Проблема в том, что все это работает при одном условии: если есть интерес и желание учиться. Мотивация – это именно то, обо что вдрызг разбивается идея массового дистанционного образования.

Это инструмент исключительно для тех, кто знает, зачем он им нужен и как им пользоваться.

А массовая школа без учителя невозможна. Более того: авторские школы целиком строятся на личности учителя, как, впрочем, и элитарные, которым родители – аристократы и миллионеры – передают свои полномочия по воспитанию и мотивации детей и платят огромные деньги за качественное образование, основанное на жесткой дисциплине и даже телесных наказаниях. Оставим богатым их причуды?

И о самостоятельной работе именно ребенка. Формулировка ответа позволяет увидеть и оценить качество умственной работы над вопросом и предложенным в качестве источника материалом – текстом учебника или видео из интернета. Переписывание куска параграфа говорит об отсутствии такой работы или о развитой способности находить подобные объекты. Правда, второе, как правило, редко используется в отношении и для характеристики человека разумного.

Николай Панчишкин,
учитель истории



Новости





























































Поделиться