Понятно, что российских школьников экстренно переводили на тотальное дистанционное обучение не от хорошей жизни: это решение продиктовала пандемия коронавируса. Однако опыт продлился достаточно долго, чтобы подвести его первые итоги и оценить: а что, собственно, получило от всей этой затеи наше общество?
Ответ на этот вопрос «МК» дала история преподавателя музыкальной школы из Воркуты Анны Дитятьевой, рассказанная ею самой.
Семья Анны Дитятьевой — самая обыкновенная для России: мама, папа, трое детей и совокупный доход в 50 тыс. рублей в месяц.
На всю семью один старый компьютер, а у родителей еще есть дешевые мобильники, которые при загрузке одного только viber отказываются работать стабильно.
– И вот при таком оснащении, – рассказывает Анна Дитятьева, – «мама – учитель скрипки должна вести уроки скрипки по телефону. 8 уроков в день! А потом еще через компьютер сделать рассылку видеоматериала для учеников!
Согласитесь: выполнимость подобной задачи — на грани фола. Но дома имеется еще и папа, который проходит ежедневные дистанционные курсы от работы с 8.30 до 16.45, и компьютер нужен ему. И в это же время должны еще учиться онлайн трое детей-школьников из этой семьи. Каждый — вместе со своим классом.
– У нас три школьника: 1-й класс, 3-й класс и 7-й класс,– рассказывает Анна. – А компьютер один на всех, семья чуть выше уровня нищеты, каких большинство в стране. Звонит учитель 1-го класса со своими требованиями: зайти на сайт, найти то, другое, посмотреть урок-онлайн с регистрацией обязательной. То же самое у третьеклашки и семиклашки. Плюс каждому ребенку звонит еще педагог дополнительного образования: карате по телефону, бассейн, рисование! И все это при том, что из-за скорости интернета постоянно прерывается процесс восприятия уроков детьми и выполнения рабочих функций родителей.
И вот итог, вздыхает она:
– За первые же дни дистанционного обучения в семьях увеличилась психоэмоциональная напряженность, жалобы на истерики детей увеличиваются с каждым днем. Система образования с помощью дистанционного обучения, управляя педагогами, как марионетками, вторглась в атмосферу каждой семьи. Ругань, нервозность, стрессы – вот результат благих намерений поддержать учебный процесс. Скажите – чего добились?
Считаю, что процесс дистанционного обучения надо минимизировать, чтобы не провоцировать возросшим натиском требований конфликты и напряженность в семьях.
Пока мы, взрослые, заняты процессом удовлетворения требований работодателей, под этой многотонной грудой требований оказываются наши дети! Какие взрослые из них вырастут, пока мы пишем свои программы, методические разработки и участвуем в этом бесовстве бесконечных конкурсов, ради материала для аттестации?! Взрослые не заметили, как раздавили своих детей «заботой».
– Как же помочь семьям выдержать этот кошмар, кто этим озаботится, – спрашивает Анна. – Где же правозащитники семей, детей, их здоровья?! Почему специалисты по этим вопросам молчат, почему об этом никто не говорит? Куда обращаться? К кому?!»
– Есть и другая сторона медали, – заявил «МК» глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. – Еще год назад экс-министр просвещения Васильева сообщила, что на внедрение в российских школах новых технологий, включая скоростной, широкополосный интернет, выделено 70 млрд руб., а еще 160 млрд — на переподготовку учителей. А сейчас выясняется: ни интернета, ни переподготовки, ни денег. Ну прямо по Высоцкому: «Где деньги, Зин?!» Необходима серьезнейшая работа над ошибками! Но для начала эти ошибки надо признать, независимо от того, кто их совершил — нынешнее руководство или прежнее. Что же касается ситуации с учителем из Воркуты, то как человек с музыкальным образованием могу заверить: онлайн-уроки по музыке в принципе невозможны! Решающее значение здесь имеет тактильный контакт: учитель должен взять руку ребенка и поставить его пальчики на струны или клавиши. Объяснить, как это сделать на словах, по телефону нельзя! Это — чистая профанация, так что несчастную учительницу мучают зря!