Воспитание // Статья

Советская педагогика: коммунарские сборы в школах Караковского

  • 23 марта 2020

 Советская педагогика: коммунарские сборы в школах Караковского
Фото: activityedu.ru

В начале 60-х годов ХХ века в СССР появилась неформальная педагогическая ассоциация под названием «коммунарское движение». Возникла она из кружка пионервожатых, а ее принципы базировались на учениях Шацкого и Макаренко, опыте скаутов и идеях тимуровцев: добровольность участия в коллективных делах, совместное планирование, исполнение и оценка мероприятий, институт временных «советов дела», верховенство «общего сбора», «огоньки», когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях». Но применялись все эти принципы только в пионерских лагерях. Первым из педагогов, кто перенес идеи коммунаров в школу, стал Владимир Караковский. Опыт был более чем успешным, и даже сегодня его воспитательная методика применяется в ряде школ. Что послужило отправной точкой в создании методики, в чем ее особенность? Об этом и многом другом читайте в нашей статье.

Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 г. в Свердловске, был усыновлен учительской семьей. Мать Роза Петровна (подруга родной матери Владимира, умершей при родах) преподавала в школе литературу. Отец Абрам Залманович работал с детьми-беспризорниками, а в 1934 году был назначен директором школы №37 в Челябинске. В 1938 году (Володе тогда было всего 5 лет) Абрама Залмановича расстреляли. Мальчик много времени проводил в школе с мамой, что, вероятно, помогло ему определиться с выбором профессии − в 1953 году Владимир Абрамович окончил филологический факультет Челябинского педагогического института и начал работать учителем русского языка и литературы в мужской гимназии. Вот что он рассказывал о первых днях работы:

Мне дали 6 «Ж» класс, 38 детей, 18 из них второгодники. Я продержался 20 минут, на 21-й начал орать. Подал заявление на увольнение, но завуч попросила потерпеть до конца полугодия. Я вернулся в класс и сказал: «Пацаны, дайте мне возможность объяснить материал, а после этого я вам сказку почитаю». Я пробормотал урок, потом открыл книгу «Конек-горбунок» Ершова. В классе установилась тишина. Передо мной сидели не хулиганы, а нетронутые воспитанием ребятишки. Когда прозвенел звонок, к выходу бросился парень и закрыл дверь на швабру. На следующий день дети говорят опять: «Читай!» Я растянул эту сказку на 18 уроков. И понял главное: прежде чем преподавать свой предмет, надо вызвать интерес к учителю, к личности.

Предпосылки создания и основные принципы системы

Караковский не ограничивался найденными интуитивно приемами и продолжал учиться у опытных педагогов, в числе которых был В. Сухомлинский (его школу он посещал лично). В 1963 году Владимир Абрамович стал директором школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.

Незадолго до этого, в конце пятидесятых, в нашей стране начало зарождаться коммунарское движение, а в 1964-м его принципы были адаптированы Караковским для школы.

Вот что он писал об этом на страницах своей книги «Воспитание для всех»:

Впервые о коммунарах я узнал от своих учеников. Осенью 1964 года десятиклассники Саша Мещерский и Наташа Суслина вернулись из всероссийского лагеря «Орленок». Вернулись восторженные, полные интереснейших идей и настроений. Там, откуда они приехали, на берегу Черного моря, близ Туапсе, проводился слет юных коммунаров. <…> С этого дня в школе появилось новое слово – «коммунар». С этого дня начались трудовые десанты, операции «Радость людям», коммунарские дни.

Коммунары никогда прежде не действовали на базе школы. Их привычной средой были пионерские лагеря, кружки, дома пионеров, а в более поздние годы – коммуна им. А. С. Макаренко на базе ЛГПИ им. А. И. Герцена. Караковский решил привнести этот опыт в школу. Эксперимент неизбежно приводил к появлению новой воспитательной системы.

Коммунарские сборы проводились, как правило, на базе пионерского лагеря или дома отдыха, в течение нескольких дней раз в году. Участвовали в них ученики с 7-го по 10-й класс, признанные достойными звания сборовца на всеобщих открытых выборах. Заслужить это звание было непросто – для этого нужно было проявить себя и получить репутацию творческого человека и надежного товарища. Наиболее авторитетные ученики могли проявить свои лидерские способности на должностях комиссаров отрядов, дежурных командиров и пр. Отряды формировались из школьников разного возраста. Позднее «вне конкурса» к ним добавились команды выпускников (отряд «старичков») и учителей, многие из которых сами окончили школу Караковского.

На практике коммунарский сбор представлял собой интенсивный комплекс коллективных творческих дел. Это были различные конкурсы, юмористические мини-спектакли, спортивные соревнования. Издавалась сборовская газета. Общим был ряд характерных черт: коллективная деятельность всего отряда, творческая составляющая всех мероприятий, акцент на важности поставленной цели, а по завершении – анализ дела, в котором принимали участие все его участники.

Важными коммунарскими символами стали знамя, красные галстуки с голубой каймой и деревянная бригантина, вокруг которой, положив друг другу руки на плечи, сборовцы пели песни. Открытие и закрытие сбора проходили в торжественной обстановке, а расставаясь, коммунары с трудом сдерживали эмоции. Идеальный мир сбора становился их духовной потребностью.

Характерная для сбора культура общения, уравнивающая все возрасты и статусы, в той или иной степени переносилась на всю жизнь школы – на уроки, подготовку школьных праздников, реализацию волонтерских инициатив.

Зачастую коллективные дела были достаточно масштабными. К примеру, из собранных 200 тонн металлолома был построен электровоз «Коммунар», первыми пассажирами которого стали ученики школы №1.

А в 1970 году усилиями школьников, родителей и учителей во дворе школы был установлен памятник погибшим на войне выпускникам, получивший неофициальное имя «Алеша».

Чтобы доказать универсальность своей системы, в 1977 году Владимир Абрамович отправился работать на новое место – в школу-новостройку на окраине Москвы. Как и в Челябинске, первые шаги дались нелегко. Взгляды Караковского положительно восприняли не все коллеги. Некоторые учителя, посчитав, что их авторитет в глазах детей подвергается угрозе, покинули коллектив.

Впрочем, становление уже апробированной воспитательной системы заняло не так много времени. К середине восьмидесятых годов школа №825 приобрела всесоюзную известность. Перенимать ее опыт начали не только советские педагоги, но и специалисты из других стран.

Владимир Абрамович защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую степень, был избран членом-корреспондентом Российской академии образования, председателем Всесоюзного совета по народному образованию, стал народным учителем СССР. Всего на опыте школы было защищено 5 докторских и 29 кандидатских диссертаций. Получили ученые степени и многие учителя-предметники.

К 2010 году в школе работали 25 отличников народного просвещения, 28 учителей высшей категории, 6 старших учителей, 3 учителя-методиста, 10 заслуженных учителей РФ, 4 кандидата педагогических наук, 2 доктора педагогических наук.

Недостатки системы

Несмотря на то, что коллективные творческие дела захватывали все сферы школьной жизни, делая их более неформальными, мотивировать ребенка на рутинный учебный процесс было не так-то просто. Обучение ставило перед ребятами сложные задачи: школа №1 была английской спецшколой, а школа №825 включала в программу все больше и больше элементов гимназического образования, вплоть до того, что с середины девяностых ученики выпускных классов писали серьезные исследовательские работы на уровне университетских курсовых.

Кроме этого, воспитательная система всегда испытывала сложности с тем, чтобы соответствовать не только формальным, идеологическим требованиям, но и в целом реальности вокруг. В советское время директору приходилось проявлять чудеса дипломатии, лавируя между партией, комсомолом и интересами вверенного ему учебного заведения, однако и в последующую эпоху были свои сложности.

Некоторые выпускники отмечали, что после школы им было непросто найти свое место в мире, разделяющем совсем другие ценности. Это видел и Владимир Абрамович.

«Педагогам школы будущего придется сеять “разумное, доброе, вечное” в обстановке нарастающего скепсиса и прагматизма. Противоречие между реальным и идеальным будет обостряться», – предупреждал он.

Применение принципов системы в наши дни

Лучшие годы школы №825 пришлись на первое десятилетие XXI века. Важным этапом стало получение образовательной организацией статуса педагогической гимназии, что наконец-то закрепило за ней цель подготовки молодых учителей и существенно расширило список возможностей для этого.

Когда в 2011 году Владимир Абрамович решился оставить пост директора, воспитательная система школы не изменилась и оставалась прежней еще долгое время, да и сейчас «шеф», как за глаза называли директора, мог бы гордиться своими единомышленниками, если бы не ушел из жизни в марте 2015 года…

Основополагающие принципы школы Караковского: самоуправление, равенство, взаимопомощь, солидарность – по-прежнему актуальны и применяются во многих учебных организациях. А список «общечеловеческих ценностей», когда-то собранный Владимиром Абрамовичем для внедрения идеи коммунаров в школе, изучают студенты педагогических вузов.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube