Качество образования // Колонка

«Самое плохое, что может сейчас сделать школа – это построить онлайн-обучение как кальку оффлайн-обучения»


«Самое плохое, что может сейчас сделать школа – это построить онлайн-обучение как кальку оффлайн-обучения»
Фото: assets.gy.digital

Я абсолютно уверен в бесполезности (или крайне низком КПД) большей части школьных уроков для детей (в том числе собственных уроков). Ежедневная трата времени в школе у ребенка в сумме за годы складывается в колоссальные цифры. Учиться многому можно и должно интенсивнее и гораздо быстрее, чем предлагает школа. (Подчеркну: в школе есть и полезная для ребенка часть, соотношение полезного и бесполезного колеблется в зависимости от конкретной школы и конкретного ребенка - но даже в хороших школах бесполезного вагон).

Самое плохое, что может сейчас сделать школа – это построить онлайн-обучение как кальку оффлайн-обучения.

Детка, мы с понедельника влезем к тебе в дом с веером интернет-платформ в те же часы, с тем же расписанием, с той же нагрузкой, с тем же дроблением материала, с теми же домашками. В 8-30 звоночек динь-динь-динь – разлепи глазки, сядь перед компом, Феодулия Сысоевна уже начала тебе диктовать словарные слова... Если это произойдет, умрут примерно все. Начиная с самой Феодулии.

Трудозатраты по подготовке онлайн-урока гораздо выше (особенно в условиях, когда и живые уроки не отменили в госшколах ˜– коллеги, мое сочувствие) – а кпд его зависит от кучи факторов и в целом гораздо ниже. Вовлеченность в такой урок обеспечить труднее, чем оффлайн. Онлайн-урок должен быть гораздо короче, чтобы быть эффективнее. И их не может быть подряд у ребенка, скажем, 5-6 (не говоря уж о 7-8) - просто физически одуреешь от экрана.

Сейчас у нас есть уникальная возможность попробовать организовать образование ребенка без школ, без уроков, давая ему инструменты прежде всего управления собственным временем и способами действия.

С резким уменьшением нашего присутствия.

Мое глубокое имхо: не надо пытаться истерически наращивать это присутствие за счет интернета. Надо расширить горизонт планирования – не уроками, а большими темами, не днями, а неделями. Надо выкладывать материалы, выставлять дедлайны, давать обратную связь, точечно консультативно включаться – а в середине оставлять ребенку воздух и возможность маневра. Я бы даже сократил количество предметов, которыми ребенок занимается в эти карантинные недели (ну или подумал над его перераспределением в сторону модульности и интенсивов).

Спит ребенок утром? Пусть спит. Зачем ему в 8-30 уже сидеть у экрана? Возможно, его продуктивное время будет днем или вечером. Давайте и это поисследуем. Поисследуем его способность планировать, держать сроки, распределять задания.

Здесь нужна, конечно, включенность родителей – осмысленная (им сейчас очень страшно и хотелось бы чтобы кто-то занял чем-то их детей и следил за ними). И нужно наше терпение. Потому что получаться будет мало что. Но пойнт мой в том, что надо пробовать ДРУГОЕ, а не то же, что мы делаем в школе.

У многих, вполне вероятно, никогда в жизни не будет больше такой возможности – поучиться в своем темпе, поуправлять единственной валютой, которая есть в школьном возрасте – временем, поучиться неравномерно – скакнуть вперед в одном, поставить на паузу другое. Сейчас вдруг у всех возникнет шанс попробовать анскулинг и хоумскулинг – это не калька скулинга, только дома. Это другие сущности.

Я вообще экстремист во многих школьных вопросах, не слушайте меня.



Новости





























































Поделиться