Качество образования // Колонка

«Если тебе нечего сказать, ты хватаешься за формы»

Учитель русского языка и литературы Сергей Волков продолжает тему итогового сочинения.

«Если тебе нечего сказать, ты хватаешься за формы»
Фото: news.myseldon.com

Известный преподаватель Сергей Волков написал пост на своей странице в Фейсбуке. Публикуем его без сокращений.

Многие коллеги обсуждают сегодня статью Ирина Лукьянова (Irina Lukyanova) про сочинение – и не столько ее, сколько саму проблему. Впрочем, проблему все видят по-разному (об этом хорошо в статье). «Правмир» просил меня написать материал о сочинении, я не стал этого делать (и хорошо), потому что а) лучше Иры не напишешь б) я написал бы непопулярное. Вернее, перпендикулярное общему плачу о сочинении.

Для меня во всех рассуждениях вокруг сочинения, ЕГЭ, преподавания литературы в школе важен один аспект – смысл. Наличие смысла. У того, кто пришел преподавать. Если тебе есть чем делиться и ты постоянно думаешь (мучаешься, путаешься, ошибаешься – как там дальше у Толстого?) о том, зачем ты это дело делаешь и как это самое дело делать наилучшим образом, то ты находишься в состоянии равновесия (даже если тебя качает), в точке силы (даже если ты еле ползешь на работу). Ты растешь из корня в обе стороны сразу. В небо и в землю.

Если ты держишь в фокусе своего зрения смысл, тогда любую деятельность ты можешь превратить в осмысленное занятие.

Потому что важны не формы и форматы сдачи, не критерии и схемы, важно что-то другое, горячее и живое. Важен диалог, важна мысль, то, как она рождается, важно парадоксальное столкновение далековатых идей и высеченная искра, важно возникающее понимание и крепнущий интерес к жизни, к тому, что за поворотом. И всё это – всё это! – можно устраивать при любой подготовке к сочинению, ЕГЭ-ОГЭ, устному собеседованию со всеми их критериями. Хоть при вышивании крестиком.

Не в критериях дело – дело в тебе. Ожидать выкакивания каким-нибудь сказочным единорогом какого-нибудь сказочного экзамена, который всех устроит и сделает тебя тобой, можно вечно. Потому что нет таких внешних форм, которые принесут тебе внутренний смысл.

Если тебе нечего сказать, ты хватаешься за формы. Ты начинаешь формализовывать и то, что формы не имело.

Ты ищешь в этом процессе защиты от себя самого. Почему так сильны фипишники? Потому что имя им легион. В каждом учителе сидит свой фипишник. С линеечной критериев, спецификациями и кодификаторами. Фипишник – это тот, кому нечего сказать.

Вытравляйте из себя фипишников. Не сакрализуйте и не демонизируйте формы и нормы. И хватит уже плакать, что ли. (Чувствуете, пошли призывы? Финал сочинения близок!)

P.S: сегодня встретил двух бывших учениц, перешедших в другую школу. Им сказали, что каждое сочинение они должны писать по строгому плану. И что будет только одно сочинение в 11-м классе, которое им разрешат написать как они хотят. Только одно. Учительница говорила об этом с восторгом, как о главной методической находке (дети так и сказали прямо). Ну блин же! Блин! Блин! (так прямо сказал я).

А таких учительниц – сонмы. И у каждой – жизненные обстоятельства, своя история и правда, почему они такие. Их не замай. И хочется то ли их всех разом послать в санаторий безвозвратно, то ли севрюжины с хреном.



Новости





























































Поделиться