Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Интервью

Как дети справились с интерактивной Олимпиадой «Я люблю математику – 2020»

Любопытные выводы и интересные наблюдения.
  • 12 марта 2020
  • 1000

Как дети справились с интерактивной Олимпиадой «Я люблю математику – 2020»
Фото: inlearno.ru

Завершилась Всероссийская олимпиада по математике для учеников 1-5 класса от проекта Яндекс.Учебник. Совместно с фиксиками, героями олимпиады заданий, дети решали интересные задачки на логику, тем самым проверяя свои знания и укрепляя интерес к предмету. Главный методист Яндекс.Учебника по математике Марина Рогатова рассказала подробнее об итогах Олимпиады в этом году.

Как можно описать итоги Олимпиады в этом году? Показали ли дети лучший результат по сравнению с прошлым годом? Увеличилось ли количество участников по сравнению с прошлым годом?

Сравнивать результаты этой олимпиады с результатами прошлогодней нельзя, так как число задач и сами задачи были другими, даже возраст участников изменился. В этом году наши задания решали пятиклассники, а в прошлом году мы делали Олимпиаду только для начальной школы. Так, в 2020 количество детей возросло до 565 тысяч школьников из 15 тысяч школ по всей России.

Какие классы проявили себя лучше всего и почему?

Самыми активными оказались ученики четвертого класса, а наиболее успешными ее участниками стали первоклассники. Высокие результаты первоклассников можно объяснить более легким уровнем заданий и критериями, которые были заложены в оценку заданий. Так как основная цель нашей олимпиады была мотивировать детей к изучению математики — очень важно, чтобы первый опыт участия в олимпиаде был для ребят позитивным и создатели олимпиады, конечно, это учитывали. Возможно, эти результаты связаны еще и с тем, что малыши еще не достаточно самостоятельны, и им требуется помощь в организации процесса участия в онлайн-олимпиаде. Ну а если родители уже рядом, скорее всего, они помогут разобраться в условии задачи или подскажут наводящим вопросом. Мы не считаем это трагедией — наоборот, семейная поддержка и общение на тему решения нестандартных задач — это здорово.

Какие интересные наблюдения помогла выявить статистика?

Мы ещё продолжаем анализировать результаты школьников, но уже нашли несколько любопытных закономерностей. Например, мы включили одну и ту же задачу на поиск оптимальной защиты фиксиков от ферзей в разные классы. Казалось бы, более старшие дети должны были справляться с ней лучше, чем младшие. Однако мы не увидели такого при анализе результатов олимпиады. Этому факту можно найти несколько объяснений. Младшим больше помогали, у старших было больше задач в туре и они банально уставали или не могли уделить столько же внимания этой задаче, как младшие. Возможно, это объясняется тем, что в последние годы во многих школах приобрели популярность шахматные кружки. Поэтому учеников 2 и 3 классов не отпугнуло наличие ферзей, как это могло произойти с учениками 4 и 5 классов, у которых было меньше шансов познакомиться с шахматами. Хотя для решения этой задачи правил шахмат можно было и не знать, но само появление шахматных фигур могло стать психологическим барьером для некоторых ребят, не знакомых с этой игрой.

Какие задачи вызвали особые трудности при решении, а какие, наоборот, дались детям легко? С чем это связано?

Задания олимпиады были разными по уровню сложности. Это отразилось и на ее результатах: некоторые задания оказалась посильными для большинства ее участников, с некоторыми из заданий справилась лишь небольшая часть детей. В задачах, где соблюдение требований задачи не было обеспечено механикой и оказывалось только в зоне ответственности ребенка, дети показывали более низкие результаты. Это может говорить о трудностях современных детей в понимании текста и удерживании требований инструкции. Однако мы понимаем, насколько важно современному человеку «продираться» сквозь текст и обладать читательской грамотностью, поэтому подобного рода задачи были включены в олимпиаду для всех классов, и почти для всех они оказались трудными.

В первом классе более сложной по сравнению с другими задачами оказалась задача на пространственное воображение, (но даже с этой трудной задачей справились 66% детей). Здесь сложность может заключается в том, что многие современные дети не имеют достаточного практического опыта работы с пространственными фигурами. Игра в конструктор, построение фигур из кубиков поможет закрыть эти пробелы и поможет в формировании пространственного мышления.

А самой простой для первоклашек оказалась задача на выбор наиболее выгодного способа обмена шурупов, во 2 и 3 классе — задача, в которой нужно было спрятать фиксиков от кработов, в 4 и 5 классе задача про маршрут составления наибольшего числа из цифр на клавиатуре. Интересно, что во всех этих задачах цифровая форма помогала детям разобраться с условием, визуально усиливая важные акценты условия или подкрепляя их с помощью интерфейса. В задачах про клавиатуру можно было проводить маршрут только по заданным в тексте правилам (через соседние клавиши и не по диагонали), и это помогало детям не нарушить условия задачи. Именно такая интерфейсная поддержка, на наш взгляд, помогла четвероклассникам и пятиклассникам справиться с этой задачей лучше, чем с остальными

Помогло ли участие в пробном туре при прохождении основного?

Как показала статистика, 65% детей, принявших участие в основном туре, участвовали и в пробном. При этом дети, которые принимали участие в пробном туре, в среднем показали результаты на 4-5% выше по баллам, чем дети, которые не принимали участия в пробном туре. Конечно, это может быть связано и с другими факторами, и тем не менее, это может свидетельствовать и о том, что участие в пробном туре было полезным и способствовало получению более высоких результатов.

Какие выводы можно сделать о сегодняшних успехах школьников в изучении математики?

Задач, с которыми не справился бы ни один из участников олимпиады, не было, а 18% детей справились со всеми задачами основного тура олимпиады — это хороший показатель.

Благодаря аналитике, нам удалось выявить, что в особом внимании нуждается развитие креативного мышления: несмотря на то, что дети становятся старше, они не становятся более способными к творческому подходу, который требуется для решения олимпиадных задач. Поэтому нам кажется важным уделять на уроках математики время не только отработке тех или иных умений, тренируясь применять выученные правила, но и работе с нестандартными задачами, которая способствует появлению в опыте детей пусть маленьких, но самостоятельных открытий.

Ещё мы обнаружили, что в олимпиадах часто становятся более успешными те ребята, которые не спешат и возвращаются к решению задачи. Именно поэтому в практику школьной программы важно включать не только задания на применение известного правила, но и на поиск решения в незнакомой ситуации. Это поможет детям понять, что есть задачи, которые не решаются сразу, и не отступать после первой неудачной попытки.

Ждать ли нам кардинальных перемен в заданиях, формате или интерфейсе олимпиады в следующем году? Что вы собираетесь изменить, улучшить, опираясь на результаты этого года?

Мне кажется что говорить об этом несколько преждевременно, нам нужно провести тщательную рефлексию результатов, выработать и согласовать общую позицию с нашими партнёрами по Олимпиаде, Центром педагогического мастерства. Есть планы по доработке интерфейсной составляющей для помощи детям. Появились мысли о смещении в сторону развивающего и поддерживающего характера олимпиады. Однако ещё раз повторюсь, пока рано говорить об этом как о стратегии. До следующей Олимпиады у нас есть время продумать эти вещи. Одно могу сказать точно: постараемся держать планку и сделать новую Олимпиаду не менее интересной и красочной, а может быть, и более.



Новости





























































Поделиться