Учителя // Тема дня

«Обсуждение стоит вести не только о статусе учителя, но и о ситуации в системе образования»


«Обсуждение стоит вести не только о статусе учителя, но и о ситуации в системе образования»

31 января этого года главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов направил заместителю председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной предложение разработать законопроект о статусе педагога.

Актуальность темы обусловлена участившимися случаями нападения на учителей, оскорбления их чести и достоинства. Ряд фактов вызвал широкий резонанс в обществе и поставил вопрос о защите прав учителей при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Ульяновская область уже ответила на этот вызов: с января 2020 года здесь начал действовать закон «О статусе педагога», прошедший общественное обсуждение на страницах «Учительской газеты».

Есть опыт соседнего Казахстана, где в конце 2019 года принят аналогичный закон, в котором предусмотрены штрафы за оскорбление педагогов.

13 февраля в редакции «Учительской газеты» прошел круглый стол на тему: «Защита учителя: от дискуссий к действиям».

Открывая заседание, Арслан Хасавов подчеркнул, что обсуждаемый закон – это общественная, надпартийная инициатива, призванная защитить права педагогов.

Любовь Духанина и заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко в своих выступлениях определили два ключевых направления в разработке будущего закона.

Профсоюзы считают необходимым ввести наказания за оскорбление и унижение достоинства учителей, а также за нападения на них при исполнении профессиональных обязанностей: от административных штрафов до лишения свободы, что, по мнению Михаила Авдеенко будет иметь профилактический и воспитательный эффект для потенциальных нарушителей.

Любовь Духанина от лица законодателей предлагает наряду с этим закрепить комплекс социальных мер поддержки педагогов, включающий льготное медицинское обслуживание, организацию отдыха,предоставление возможности педагогам обучать детей в той школе, где они работают.

В настоящее время Общероссийский народный фронт собирает предложения на эту тему.

Дальнейший ход дискуссии показал, что у специалистов нет однозначной позиции по этим вопросам.

Например, заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов убежден, что право – универсальный, но не единственный регулятор отношений.

Он отметил: «Как бы подробно мы не написали закон, уладить все конфликтные ситуации между учениками, родителями и педагогами невозможно, так как жизнь значительно богаче. Для того чтобы образование достигало своих конституционных целей, решать задачу следует комплексно, в первую очередь поднимая социальный статус учителя и обеспечивая ему такое положение в обществе, которого он заслуживает в силу реализации своей общественной миссии».

Например, сенатор считает необходимым увязать утвержденную приказом Правительства 15 января этого года Национальную систему учительского роста с материальными стимулами.

Ему возразил генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков: «Статус педагога определяется не его зарплатой, а прежде всего уровнем его гражданской зрелости и способностью передать эти качества подрастающему поколению».

По его мнению, педагоги сегодня не отвечают на вызовы цифровой эпохи, «выполняя функцию, которая по большому счету ни детям, ни семьям неинтересна, хотя и неизбежна: это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, олимпиадам».

И педвузы, к сожалению, «заточены» на такую узкофункциональную подготовку.

«Поэтому требуется законодательно определить направления подготовки педагога, а главное – возможности его саморазвития, самоактуализации и непрерывного обновления его компетенций и знаний», – заявил Александр Кондаков.

Что же касается наказаний, предложенных Общероссийским профсоюзом образования, то, с его точки зрения, любое преступление против личности независимо от его профессии должно быть наказуемо.

В то же время важно повысить ответственность семьи за поведение ребенка.

«Семья абстрагирована от этой ответственности, все переложено на плечи педагога и школы», – считает Александр Кондаков.

Директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко согласилась с тем, что со стороны родителей большой запрос на изменения в школе, но учителя в своей работе опираются на собственный опыт и не могут так быстро ответить на эти требования.

«Мне кажется, очень скоро педагоги и родители сядут за общий стол переговоров, потому что они поймут, что не надо искать виноватого, а надо искать ответ на вопрос: что делать? Нужна обратная связь с обществом, и мы услышим диаметрально противоположные точки зрения, – подчеркнула Вита Кириченко. - В частности, мы услышим, что хорошо, когда с уроков ведется видеотрансляция, и в то же время, будут мнения о том, что у педагога должно быть личное пространство, у него должна быть защита от круглосуточного наблюдения».

По ее мнению, каждое решение должно быть взвешено, последствия должны быть продуманы.

Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты г. Москвы Мария Лазутова призвала всесторонне отнестись к проблеме учительского статуса и учесть интересы не только педагогов, но также детей и родителей.

«Когда мы выделяем интересы только одной группы, это всегда приводит к серьезным перекосам. Если мы введем финансовые и уголовные наказания, это вызовет обратную реакцию у родителей и противопоставит родительскую и педагогическую общественность»,– отметила она.

Например, нельзя считать нормальным равнодушие общества по отношению к учителям, которые подвергались нападениям. В то же время следует задуматься и о том, почему все больше детей не довольны школой и выбирают семейное обучение?

О двоякой стороне проблемы свидетельствуют данные международных и российских исследований, которые привела в своем выступлении Любовь Духанина.

Так, 56% российских педагогов не считают, что их труд ценится обществом.

В то же время 41% родителей видят причину школьных конфликтов в стиле преподавания и общения педагогов с детьми.

19% семей заявляют о том, что детей угнетает натаскивание на ЕГЭ.

«Поэтому обсуждение стоит вести не только о статусе учителя, но и о ситуации в системе образования», – убеждена Любовь Духанина.

Итоги круглого стола подвел главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов, заявив, что все предложения, которые поступят в редакцию, будут собраны, и далее обсуждение продолжится на других площадках с привлечением широкого круга экспертов. Кроме того, будет составлена дорожная карта реализации инициативы.



Новости





























































Поделиться