Сегодня у нас есть возможность принять участие в городском проекте «современная старшая школа».
В быту – это школа старшеклассников, под запросы которой будет переоборудован и информационно модернизирован по последнему слову техники 5 корпус. Но дело не только в новом оборудовании и новом типе классов, поточных аудиторий, коворкингов. Главное – взглянуть на содержание школы с точки зрения её развития. Для этого была организована серия управленческих игр из трех циклов. На игровой марафон пришли учителя старших классов, а также все те, кому важна тема стратегии развития.
Были организованы несколько рабочих групп для обсуждения: группа организации образовательного процесса, группа проектной деятельности, группа новых форм воспитания, группа образовательных сессий (погружений), и группа ДВА.
Игровой марафон начался с установочного доклада с комментариями моих коллег, А. Ю. Губанова и И. Г. Поляковой. Затем все педагоги разбились на группы по выбору, работали и обсуждали актуальные вопросы, такие, как: развитие самостоятельности выпускников, поиск нового содержания внутри преобразованной инфраструктуры. Также было необходимо прояснить позицию самих педагогов относительно предстоящих перемен.
В ходе обсуждения были предложены подходы, которые уже реализуются, но их ценность пока ещё не стала общим достоянием. Так, например, школьное самоуправление в 5 корпусе успешно функционирует, но совершенно ясно, что оно не может быть пересажено и укоренено во всем пространстве 1811 простым переносом по команде директора.
В процессе игры среди участников самоопределилась группа авангарда, куда вошли как молодые, так и опытные педагоги, – люди, которые готовы взять на себя ответственность первопроходцев в области содержания будущего проекта. Нам стало очевидно, что новая ситуация не описывается в уже существующих терминах.
Тонкости, связанные с реализацией индивидуального учебного плана, с движением ученика в сторону самоопределения нельзя описать с помощью терминов «углубленный, профильный, мультипрофильный предмет». В новых реалиях предстоит выработать и новые понятия, и соответствующую лексику.
Не меньшую сложность представляет собой и отбор учащихся для разных форм обучения, предлагаемых нами в старших классах.
Под отбором мы подразумеваем не «фильтр», а фиксацию и стратификацию тех компетенций, умений и стремлений, которые есть у подростка.
В первую очередь, это необходимо для того, чтобы школьник не тратил свое время, идя, например, в профильный класс «за компанию» с друзьями, или потому, что «пора думать про институт», или по другим причинам, не имеющим отношения к личной образовательный мотивации.
При этом мы обязаны обеспечить каждому из наших ребят пространство проб. А сами пробы должны, с одной стороны, гарантировать реализацию ФГОС, а с другой поддерживать устремленность в завтрашний день и нацеленность на профессию.
Остаётся ещё целый ряд достаточно непростых организационных моментов, связанных с количеством часов и комбинацией предметов на разном уровне – базовом, профильном, углубленном...
Принимая новый вызов, мы сами себя погружаем в пространство непознанного, где понимание присутствует пока на интуитивном уровне. Нам предстоит превратить наши сегодняшние догадки в стройную и многогранную рабочую концепцию, и это настолько же нелегко, насколько интересно.