Педагогика // Тема дня

Дмитрий Фишбейн: Умение «держать удар» вышло на первый план

Итоги-2020.

Дмитрий Фишбейн: Умение «держать удар» вышло на первый план
Иллюстрация: dropi.ru

Уоррен Баффет замечательно сказал, что кризис как отлив – сразу становится видно, кто купался голым. Несомненно, этот год для системы образования стал кризисным и чётче проявил то, что раньше не всегда замечалось. Показалось важным зафиксировать личный управленческий взгляд на то, что в образовании в 2020 году стало явным, наверное, это своеобразный итог года. Ответы уже формируются, но сейчас важны сначала осознания.

1. Трудно удерживать фокус на содержании образования

Когда тебе необходимо ежедневно собирать и анализировать большой объём данных о заболеваемости детей и взрослых, а после этого принимать быстрые решения, ты невольно акцентируешься на этом. Когда в основном на административном совещании обсуждаются вопросы получения, установки, настройки компьютерного оборудования и обеспечения удобного доступа к базам данных большого количества пользователей, тебе видится это очень важным делом. Когда в большинстве случаев ответ на твой запрос обратной связи от детей и родителей содержит обсуждение условий обучения и психологического состояния, ты реагируешь на это эмоциональной включённостью.

В этих условиях управленцам оставлять содержание образования в приоритете внимания и усилий становится сложно из-за того, что просто не хватает собственного человеческого ресурса, а окружающая действительность подталкивает двигаться в других направлениях.

2. Борьба с катастрофичностью сознания и тревожностью

Поймал себя на мысли, что большинство моих выступлений-обращений к лицеистам, абитуриентам, родителям и сотрудникам в этом году содержали намеренный оптимизм и сигнал о том, что всё будет хорошо. Стало явным в этих обстоятельствах, что наличие энергии у управленцев может значить больше, чем их конкретная компетентность. Умение «держать удар» вышло на первый план и стало значимым посылом для окружения – «Хм... Они выглядят так, как будто знают, что делать, а значит, справятся с этим».

3. Изменение отношения к школе

Джон Кейнс, основатель макроэкономики, в своё время обозначал так называемую трилемму между свободой, справедливостью и эффективностью, суть которой в том, что эти элементы взаимоисключают друг друга, и максимизация одного из них достигается лишь за счёт минимизации двух других.

В нашем случае этого специфического образовательного года у детей и родителей возникла дилемма, которая тоже имеет признаки взаимоисключения. «Дети могут учиться сами, оказывается, школа нам не очень-то и нужна». – «Верните нам школу, потому что самим учиться никаких сил нет».

По-моему, для школьных управленцев это означает, что спрос на школу снизится, а если и останется, то на привычный образ этой школы.

4. Влияние на профессиональную ориентацию

Есть гипотеза, что новые реалии могут повлиять на выбор дальнейшей профессиональной траектории нынешними старшеклассниками. Логично выглядит ещё больший спрос на ИТ-специальности. Может вырасти угасающий в последнее время интерес к юриспруденции, так как все ищут тех, кто точно скажет, что будет можно или нельзя, подкрепив это знанием постоянно обновляемых законов. Сложные экономические обстоятельства доказывают перспективность работы в финансовой сфере. Утилитарно может снизиться интерес к сферам путешествий, городского планирования, страноведения.

5. Переоценка ценностей

Есть предположение, что этот период может сильно изменить наше отношение к традиционным интересам, например одежде, еде и т.п. При этом усилить внимание к другим позициям, в первую очередь мобильности и впечатлениям.

Полагаю, что в этом контексте школе будет необходимо ответить на запрос детей по увеличению образовательной мобильности и усилению школьной атмосферы впечатлений и событий.



Читайте также в рубрике «Педагогика»

Другие статьи автора

Важно не название, а реализация

Пока мы не знаем, к каким конкретным мерам приведет это решение, я бы хотел призвать всех к спокойствию – сам я смотрю на эту ситуацию спокойно.

Просвещение сверху

​Пока мы не знаем, к каким конкретным мерам приведет данное решение, я бы хотел призвать всех к спокойствию – сам я смотрю на эту ситуацию спокойно.

Новости





























































Поделиться