Рособрнадзор в ходе прошедшей 27 ноября пресс-конференции подвел первые итоги исследований качества образования в регионах России по модели PISA, прошедших в 2019-2020 годах.
Вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования – одна из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие годы.
Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет как средневзвешенное место в международных исследованиях PISA, PIRLS и TIMSS.
Справка:
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Инструментарий исследования PISA включает в себя тест и анкету для учащегося, а также анкету для администрации школы. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, в 2019–2024 годах ежегодно будут проводиться общероссийская и региональная оценки по модели PISA.
«PISA – самое сложное исследование для наших школьников, где имеющиеся результаты пока находятся не на том уровне, который нам бы хотелось видеть. Улучшение результатов наших школьников в этом международном исследовании способно серьезно повысить позиции России по качеству общего образования по сравнению с другими странами», - отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе пресс-конференции.
Проект стартовал осенью 2019 года. Тогда оценку по стандартам PISA прошли школы 14 регионов, в исследовании приняли участие почти 65 тысяч учащихся из 1400 образовательных организаций. В общероссийской выборке участвовали около 10 тысяч учащихся из 200 школ.
Осенью 2020 года прошел второй этап исследования. В нем также приняли участие 14 регионов, где работу выполнили более 39 тысяч учащихся из 1400 школ. В общероссийской выборке поучаствовали более 6 тысяч школьников из 190 образовательных организаций. Проведение исследования в 2020 году столкнулось со сложностями, вызванными эпидемиологической ситуацией. В нем не смогли принять участие школы Москвы. Исследование проводилось в очном формате.
Результаты исследования 2020 года станут известны в марте-апреле следующего года. А пока участники пресс-конференции рассказали об основных выводах, полученных по итогам исследования 2019 года.
Оно показало прямую зависимость результатов PISA от таких факторов, как развитие в школе системы профориентации, кружков и другой внеурочной и проектной деятельности, материальной базы.
Также на результаты серьезное влияние оказывают мотивация, дисциплина, уверенность в себе, любознательность и удовлетворенность жизнью у школьников, их отношения с учителями и профессионализм учителей. Чувствительным фактором является наличие доступа школы к высокоскоростному интернету, который учителя могут использовать для подготовки и организации уроков.
Также в рамках исследования был проведен опрос о степени удовлетворенности качеством общего образования обучающихся, их родителей, руководителей и педагогических работников образовательных организаций. В опросе приняли участие 9874 респондентов из 14 субъектов Российской Федерации. В категории обучающихся значение данного показателя в различных регионах колеблется от 78,9% до 90,0%, в категории родителей – от 79,8% до 83,1%, в категории педагогические работники – от 71,7% до 83,2%, а в категории руководителей – от 74,1% до 86,1%.
Проведенное исследование позволило выявить в каждом регионе наиболее успешные школы и изучить те практики, которые они используют в своей работе.
Эти практики легли в основу организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+».
В 2021 году исследование будет продолжено. Планируется проведение региональной оценки по модели PISA в следующих регионах: Амурская область, Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Мурманская область, Республика Дагестан, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Свердловская область, Калужская область, Орловская область, Республика Адыгея.