Внезапно появилась новость, что Минпросвещения собирается разрешить в школьных аттестатах ставить вполне себе университетские зачеты и незачеты. Да ещё и по каким предметам: физкультура, изобразительное искусство и музыка.
Я, как бывший преподаватель, не мог обойти это стороной.
В идеале школа даёт базовые знания по широкому спектру предметов, чтобы в голове отдельно взятого школьника сложилась более или менее цельная картина мира. Подчёркиваю, знания не детальные, а базовые.
Не знаю, как раньше, но в 90-х годах, когда я застал ещё не успевшую исчезнуть «советскую школу» (учителя все были ещё оттуда, что было отлично), то получить хорошую оценку по большинству предметов можно было, применив усидчивость, проводя пляски с бубном вокруг гранита науки. И великий талант был не нужен (да, у кого он был, всё давалось драматично проще).
Но с музыкой или ИЗО всё сложнее. Будь ты хоть трижды отличником по всем предметам (автор им был), но если у тебя нет слуха или чувства прекрасного, выраженного в умении что-то намалевать, то хрен тебе, а не пятёрка (бонусом запоренный аттестат).
Да и как количественно можно определить условную красоту картины? Это всё равно будет вкусовщина учителя.
С физкультурой чуть сложнее. В принципе, если ты занимаешься каким-то спортом, то сдать большинство нормативов проблемой не является. Но сам помню дичь, когда ставили оценку за навыки во множественных игровых видах спорта.
Когда, простите, школьнику повышать навыки одновременно в футболе, баскетболе и волейболе? Во время уроков? Три ха-ха.
А вот, например, по математике может помочь вдумчивое сидение с книжкой или тот же репетитор (как и с языками). Что бы ни говорили, я повторюсь: успехи по условной математике, физике, химии (школьной) и языкам прямо пропорциональны усидчивости. А вот слух не выработаешь никак, если его нет (хотя, многие звёзды эстрады получают звания и без оного).
Имеет ли система зачетов подводные камни? Безусловно. Из личного опыта обычно «зачет» начинается где-то с тройки. И если хватит только её, то «зачем платить больше»? Поэтому по основным предметам введение такой системы было бы несуразной глупостью. Правда, те же оценки тоже имеют свои нюансы, особенно в предметах, где количественные критерии размыты.