Качество образования // Статья

«Большая ошибка в том, что физкультуру приравнивают к спорту или спортивной секции»

  • 13 января 2020

«Большая ошибка в том, что физкультуру приравнивают к спорту или спортивной секции»
Фото: culture.ru

Читаю новость о том, что Ольга Васильева прокомментировала возможные варианты оценивания некоторых уроков: «Поэтому сейчас мы готовим новый порядок выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Он позволит закрепить право школы ставить «зачтено» за такие предметы, как «Изобразительное искусство», «Музыка» и »Физическая культура»

То есть эти три предмета уже на официальном уровне переходят в разряд совершенно ненужных и незначимых. Я буду говорить только о физкультуре, так как этот предмет мне ближе всего.

Такое отношение к физкультуре происходит из-за того, что люди просто не понимают, что это за предмет на самом деле. А ведь физкультура ничем не отличается от любого другого урока. И получить правильное физкультурное образование так же важно и нужно, как и научиться считать и писать.

Если брать советскую да и российскую школьную программу (не нововведения всякие, когда каждый может бросаться в разные виды спорта, а нормальную программу), то она очень хорошо и логично построена (в целом). Если проходить весь материал последовательно, то ребенок освоит все основные умения и навыки, которые могут в дальнейшем пригодиться в жизни, а кроме того ребенок научится себя развлекать, развлекаться с другими (вспоминаем разные подвижные и спортивные игры), попутно тренируясь, сумеет подтянуть свои физические качества, лучше узнает свое тело и т.д. и т.п.

Проблема состоит в том, что всё понимание как чиновников, так и родителей, а порой и многих учителей физкультуры, сводится к тому, что физкультура – это «для здоровья» и «чтобы физически окрепнуть». Всё!

На самом деле, здоровье будет улучшаться только в том случае, если ребенок будет дополнительно заниматься, да и физически окрепнуть за 2-3 занятия в неделю вряд ли можно (только лишь в какой-то степени). А вот научиться чему-то новому, освоить варианты передвижений, перекатов, различные варианты разминки, которые нужно проводить перед теми или иными действиями, понять, как работают мышцы, что нужно сделать, чтобы поднять груз, как не уставать и т.п. – это вполне возможно.

То есть физкультура должна давать в первую очередь знания, которые попутно осваиваются на практике.

Собственно, так же как, например, математика. Сначала вы понимаете теорию, потом начинаете решать примеры и задачи на практике.

Большая ошибка еще состоит в том, что физкультуру часто приравнивают к спорту или спортивной секции. Это совершенно неверно. Хотя учителей понять можно, с них требуют результаты. А результаты это что? Победы на соревнованиях разного уровня. То есть результаты освоения физкультуры проверяются тем, что к физкультуре по большому счету не относится. Это как проверять умение считать с помощью русского языка.

И ведь трудно как-то учителей обвинять, когда вместо нормальных уроков физкультуры им приходится готовить ребят к очередным «Веселым стартам» или даже к «ГТО» (участие в котором сугубо добровольно и подготовка к нему не входит в школьную программу). Время теряется на подготовку, а не на освоение программного материала.

И родителей легко понять, порой сами учителя создают своими действиями впечатление, что урок физкультуры – это только бег, прыжки, игра с мячом... Как же тут разобраться?

Так как я общаюсь со многими учениками и родителями, то иногда слушаю/читаю о том, что у них в школе на физкультуре происходит, так за голову хватаюсь: нарушение методики обучения, отбрасывание нужного материала и многое другое...

Конечно при таких условиях урок физкультуры ну никак нельзя воспринять серьезно. Отбыл номер, как говорится, и ладно.

Однако все это происходит не потому, что предмет ненужный и бесполезный, или какой-то другой, не такой как все, а потому, что идет неправильная организация уроков, причем как самими учителями, так и за счет указаний сверху...

А так, почему бы тогда все предметы не перевести на систему зачет/не зачет? Если ребенку, например, физика не очень нужна, то зачем ему тогда с ней мучиться, оценки получать? Или география, история, да любой другой предмет?

Все равно есть ЕГЭ, где и нужно будет баллы набирать. И так многие предметы стали практически ненужными, ученики начинают ориентироваться только на то, что нужно будет сдавать, а остальные уроки пускают по боку.

Вот и получается, что вместо того, чтобы ввести ЕГЭ по физкультуре, поднимая престиж предмета, предлагается вообще его, по большому счету, убрать. Сделать чистым развлечением.

А организовать ЕГЭ по физкультуре не так уж и сложно, причем я не говорю о сдаче нормативов, я говорю о проверке знаний. И в таком ЕГЭ может участвовать ребенок любого уровня физической подготовки и получать высокие баллы.

Артем Патрикеев



Новости





























































Поделиться